Бродская синагога в Одессе возвращена еврейской общине

После почти столетнего перерыва Бродская синагога Одессы, одна из наиболее величественных синагог в Украине, была возвращена законным хозяевам — еврейской общине

Как сообщает Исрагео, 17 июня, накануне наступления субботы, глава Одесского областного совета Анатолий Урбанский вручил раввину Аврааму Вольфу символический ключ от здания.

История этой синагоги — это во многом история еврейской Одессы. Свое имя она получила благодаря переселенцам из Австрии и Германии, которые начали заселять Южную Пальмиру с 1820-х гг. — местные называли их «бродскими» евреями, от города Броды в Галиции. Выходцы из этого города на границе России и Австро-Венгрии отличались деловой хваткой и финансовыми успехами — в Бродах процветала приграничная торговля. В Одессе они быстро заняли ведущее место в сфере торговли зерном, которое составляло тогда главную статью одесского экспорта. Но, главное, бродские евреи были куда более европеизированы, чем их российские соплеменники — идеи Гаскалы и аккультурации были им очень близки. Недаром, Бродская синагога стала первым реформистским храмом в Российской империи.

Впрочем, это было потом, а в середине XIX века на месте нынешней синагоги стоял принадлежавший греку Ксенису небольшой дом, который арендовала еврейская община. В одном из документов канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, датируемом 1852 годом, сказано: «Тут собираются все люди образованные из общества евреев в Одессе. Зала довольно обширная, имеет также галерею для женщин… Тут, к чести еврейского народонаселения, в первый раз заведён хор певчих при богослужении под направлением кантора».

Разумеется, нужды растущей и зажиточной общины не могло удовлетворить небольшое, к тому же арендованное, здание, поэтому в 1863 году состоялось заседание Строительного комитета и городская власть дала разрешение на возведение Бродской синагоги. Строительство по проекту Иосифа Коловича началось в том же году, и в 1870-м синагога в стиле итальянской готики приняла первых прихожан. Здание было выстроено из привычного для Одессы ракушняка, что сослужило впоследствии плохую службу, зато обладало прекрасной акустикой.

Почти полвека хором синагоги руководил Давид Новаковский (о котором Чайковский писал: «В его лице мы потеряли первоклассного композитора. Какая жалость, что он не посвятил свой талант светской музыке!»), 20 лет пост главного кантора занимал Пинхас Минковский (по совместительству председатель отделения общества еврейской музыки «а-Замир»), в этом здании в восьмилетнем возрасте начиналась карьера Владимира Коралли — в будущем известного эстрадного певца и конферансье, мужа Клавдии Шульженко. Здесь пел легендарный кантор, основатель хоровой школы Нисан Блюменталь и даже сам Федор Шаляпин. В Бродской синагоге бывали в свое время Шолом-Алейхем и Менделе Мойхер-Сфарим, Хаим-Нахман Бялик (чья поэма «Субботняя песня» была написана о Бродской синагоге) и Исаак Бабель, упоминавший ее в своих рассказах, захаживал сюда и Зеэв Жаботинский, а первые сионистские лидеры проводили в этой синагоге свои собрания.

Здание на углу улиц Жуковского и Пушкинской было не только храмом, но и своеобразным культурным центром еврейской интеллигенции, а евреи в начале XX века составляли без малого треть населения Одессы. Бывали здесь и неевреи — от православных священников до высокого городского начальства. На великих композиторов Мусоргского и Римского-Корсакова произвели большое впечатление мелодии, услышанные ими в Бродской синагоге. Лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин вспоминал, что во времена хаоса гражданской войны единственным местом, где он слышал голос надежды, была эта синагога.

В 1925 году храм закрыли, а в 1944-м румынские оккупационные власти перенесли сюда из Успенского собора государственный архив Одесской области. После войны архив здесь оставили, правда, само здание перепланировали для новых нужд, сделав внутренние перегородки и надстроив внутри второй этаж, который и занимал до последнего времени областной архив.

В августе 1985 года Одесский облсовет признал здание синагоги памятником архитектуры местного значения, но это мало помогло — в 1988-м оно было признано аварийным и остается таковым до сих пор. Стены в трещинах, сыпется штукатурка, еще в 2003-м в архивных хранилищах перегнулись несущие балки и строение начало понемногу оседать.

В июне 2006 года дом был внесен в Государственный реестр памятников Украины, но процесс разрушения это не остановило — ракушечник оказался ненадежным материалом. Архив для посетителей закрыли, но общине синагогу возвращали многие годы, хотя все обещали помочь и даже какие-то деньги на реконструкцию памятника архитектуры выделялись, что, правда, не очень сказалось на его состоянии…

Наконец, 23 февраля 2016 года на сессии Одесского областного совета приняли решение о возвращении Бродской синагоги евреям, спустя два месяца были подписаны соответствующие документы, а в июне прошла торжественная церемония. Ее свидетелями стали 300 гостей из двадцати стран Европы — как раз в эти дни в Одессе проходил съезд Международного союза ежедневного изучения иудаизма на русском языке «Колель Тора».

Раввин Авраам Вольф поблагодарил главу областного совета за приложенные им усилия по возвращению здания синагоги и преподнес от имени общины памятный подарок — красивую ханукию. Это не просто дежурные слова и знак внимания — возвращение синагоги во многом стало возможно после выделения властями 25 млн гривен на реконструкцию здания, в которое переедет областной архив.

Разумеется, первая молитва в Бродской синагоге пройдет еще не скоро — минимум два года будет идти ремонт, но уже сегодня можно сказать, что это историческое здание обрело своего нового (а, точнее, старого) законного хозяина — еврейскую общину Одессы. 

 

Nike
дата: