Николай Митрохин: Антифашисты против евреев

 05.02.2015


Николай Митрохин. Грани.ру

Финал состоявшейся 2 февраля пресс-конференции руководителей непризнанных ДНР-ЛНР, Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, выдался - прежде всего для западных СМИ - поистине сенсационный. Оба видных деятеля "антифашистского движения" слаженно обсудили тему управления Украиной "евреями", охарактеризовав их словом "жалкие". Трудно было бы провинциальным политикам найти более подходящие слова, чтобы попасть на первые полосы ведущих международных изданий - скорее всего в первый и последний раз. Заявить публично о своем антисемитизме (тем более в откровенно нацистской стилистике) - это по-прежнему лучший способ лишиться даже не респектабельности, а малейшего уважения к своей позиции со стороны мирового сообщества.

Между тем у сторонников "Новороссии" и проповедников борьбы с "киевскими фашистами" эти реплики никакого интереса не вызвали. Дело привычное. Месяцем ранее командир "первого полка казачьей национальной гвардии", один из руководителей российских боевиков Павел Дремов в видеообращении назвал того же Плотницкого "жидом проклятым". И ничего - командует сейчас борьбой с "фашистами" под Дебальцевом. А что уж говорить о кадровых идейных неонацистах, из которых сформированы целые подразделения "антифашистов" - такие как, например, ГБР "Бэтмен" и входящие в нее отряды "Русич" и "Ратиборы", не скрывающие неонацистской символики и борющиеся с "укро-хазарами".

Попытаемся понять, как антисемитизм и расизм (выражающийся, в частности, в том, как "новороссийская" пропаганда описывает Барака Обаму и других афроамериканцев) сочетаются у этих людей с декларативным антифашизмом. Ведь бок о бок с неонацистами из "Бэтмена" против украинской армии сражается "коммунистический отряд" "механизированной бригады "Призрак", состоящий из сталинистов "Боротьбы", национал-большевиков и кургиняновцев.

С точки зрения рядового европейца и американца, антисемитизм и фашизм суть синонимы, а антисемитский антифашист - это оксюморон. Однако политическая практика последних десятилетий говорит о другом. Для многих правых и левых радикалов есть целый набор схожих объектов ненависти, и евреи входят в этот набор. В этом плане какая-нибудь Коммунистическая партия Германии, распространяющая антисемитские брошюры, стыдливо именуемые "антиизраильскими", дает типичный пример.

Дело тут в общих идейных корнях правых и левых радикалов. Все они родом из европейских революционных движений начала ХХ века. Надежда на то, что молодой человек с минимумом образования, но с оружием в руках быстро завоюет право стать начальником и переделает мир по справедливости, культ вождя и партии, готовность положить свою жизнь на благо идеи и убить любого, кто будет ей противодействовать, вера во всемогущество государства и в то, что оно сумеет облагодетельствовать любого члена нового общества, агрессивное стремление к расширению территориальных пределов революции - все это свойственно и нацизму, и коммунизму, и современному исламизму (палестинскому, иранскому, игиловскому). Первоначально между революциями есть различия в наборе врагов и по глубине проникновения нового государства в экономику, но со временем разница между ними нивелируется. Нацистская Германия, сперва напиравшая на защиту интересов немецкого народа, стала строить из зависимых от нее режимов "общеевропейский дом", весьма напоминавший коммунистический Варшавский договор. А товарищ Сталин на склоне лет размышлял об организации силами "сознательных рабочих" еврейских погромов и ставил к стенке еврейских общественных деятелей.

В этом отношении мечты создателей пока еще иллюзорной Новороссии вписываются в типичный концепт "национальной революции". Один из инициаторов сепаратистского движения на востоке Украины, подзабытый за последние несколько месяцев бывший лидер харьковской милицейско-криминальной группировки "Оплот" Евгений Жилин в тот же день, 2 февраля, выступил с примечательным высказыванием в блогосфере. Попрекая украинские власти тем, что они не отмечают должным образом годовщины освобождения городов страны от немецко-фашистских захватчиков, и хвастаясь своей ролью главного организатора снабжения пророссийских боевиков в Донбассе техникой и оружием весной и летом прошлого года, он заявил, что главной целью инициированного им "новороссийского проекта" было строительство "русского социального государства". В таком государстве должны были быть реализованы лучшие идеи "Майдана" о справедливой жизни для простых людей без работы на олигархов.

В таких воззрениях Жилин далеко не одинок. В том же стиле рассуждает нынешний лидер ДНР Александр Захарченко, бывший прежде руководителем донецкой организации "Оплота" (сейчас они с Жилиным разругались). Мотивы социальной справедливости звучат у таких вроде бы противоположных по базовым политическим установкам людей, как Павел Губарев, один из первых разработчиков проекта "Новороссия", "народный губернатор Донецкой области" в марте 2014 года и член неонацистского РНЕ, и Алексей Мозговой - лидер упомянутой выше луганской бригады "Призрак".

Однако каким путем реализовать эту "социальную справедливость", никто из этих людей не знает - и, как положено настоящим революционерам, толком даже и не думает. Все действия сторонников "Новороссии" после захвата власти в регионе в том, что касается управления экономикой и социальной сферой, имели характер экспромта. А оттого результаты очень похожи на плоды деятельности большевиков в 1918 году. Политические оппоненты на подконтрольной территории сразу и безоговорочно разгромлены, все ценное, что попалось под руку, разграблено, специалисты сбежали или саботируют, население сидит без зарплат и пенсий, без нормальной медицинской помощи, местами голодает и испытывает перебои с электроэнергией и отоплением.

Но вот что в "народных республиках" было налажено сразу и в полном масштабе - это деятельность карательных органов и репрессии против любых реальных или потенциальных политических оппонентов. С первых дней против всех возможных сторонников независимой Украины начался систематический террор, сочетавший методы сталинской госбезопасности и милицейско-криминального "беспредела" 1990-х - 2000-х годов. О том, как это делалось боевиками того же Дремова в "химическом треугольнике" (Лисичанск, Северодонецк, Рубежное) Луганской области, можно узнать из недавно опубликованного отчета украинских правозащитников.

Но все это совершенно не мешает революционерам воевать за расширение границ своего "государства". Тем более что момент благоприятствует. У России еще очень много старой боевой техники и боеприпасов - и еще больше ненужных, особенно в период кризиса, ветеранов локальных войн. А стало быть, есть надежда на реализацию самых безумных планов территориальной экспансии "жителей Донбасса".

Бои последнего месяца по периметру ДНР-ЛНР часто рассматривают с точки зрения "жизненных интересов" сепаратистских образований. Мол, Дебальцевский выступ мешал сообщению между Донецком и Луганском и создавал угрозу окружения Горловки, позиции украинской армии в Донецком аэропорту были слишком удобны для штурма города, да и вообще несговорчивую украинскую армию надо отодвинуть от крупных городов, чтобы она не имела возможности их обстреливать. Эту позицию в целом поддерживают и многие зрители российского телевидения, и активные пользователи социальных сетей.

Однако пропагандисты и официальные лица ДНР-ЛНР открыто заявляют, что нынешнее расширение "народных республик" - это далеко не предел. Они хотят, чтобы как минимум все города, где сепаратисты когда-либо захватывали власть, были им возвращены. А это уже более половины Донецкой области - Мариуполь, Краматорск, Славянск, - а также "химический треугольник" Луганской области. Впрочем, в некоторых заявлениях говорится о передаче "республикам" всей территории обеих областей.

Но и эти требования - это только начало. Идеологи проекта "Новороссия" не скрывают своих целей. Игорь Гиркин, известный под псевдонимом Стрелков, в качестве главы "общественного движения "Новороссия" был недавно допущен на региональное телевидение. Там он в очередной раз заявил, что если бы российская помощь ему в Славянск приходила в том же объеме, как сейчас приходит в Донецк, то сейчас бои шли бы как минимум на Днепре. А его последователи куда радикальней. "На Львов!" - это написано на танках, идущих в бой под Углегорском. "Водрузить знамя Новороссии над Львовом и отомстить" клянется безусый донецкий студентик в стихотворном обращении к жителям Украины. И не надо считать эти призывы пустой бравадой. Те, кто начинал донбасский конфликт, и те, кто по-прежнему фактически определяет идейные приоритеты пророссийских боевиков, - то есть те же Жилин и Гиркин - твердо заявляют о намерении силой свергнуть правительство в Киеве.

Спонсируемая российским государством неофашистско-сталинистская диктатура, надеющаяся взять под контроль всю территорию Украины вплоть до границ Евросоюза, - вот идейная суть проекта "Новороссия". В этом качестве он пока (и к счастью) не может конкурировать с ИГИЛ и "Боко харам" по ожесточенности террора и идейной привлекательности для молодых радикалов со всего света, но уже имеет шансы заменить ХАМАС в списке организаций, официально признанных террористическими мировым сообществом (а не только украинскими властями).

А значит, вне зависимости от результата нынешнего этапа боевых действий военное противостояние между украинской армией и пророссийскими боевиками (которых все чаще называют российской иррегулярной армией) будет продолжено. На повестке дня стоит отнюдь не судьба "народных республик", добившихся "независимости" с помощью России. Речь идет о перспективах выживания Украины как независимого государства и об участи сотен тысяч украинских граждан с активной гражданской и политической позицией, которые неизбежно станут жертвами террора, если "русскому социальному государству" удастся до них добраться.

Николай Митрохин
Грани.ру

balerínky