Историк Юлиане Ветцель: о белых пятнах в истории Холокоста и о вторичном антисемитизме

27 января, день освобождения концлагеря Освенцим, провозглашено Международным днем памяти жертв Холокоста. В интервью DW историк Юлиане Ветцель рассказала о белых пятнах в истории Холокоста, о вторичном антисемитизме и необходимости борьбы с ним.

Юлиане Ветцель (Juliane Wetzel) уже несколько лет исследует различные формы проявления антисемитизма и правого экстремизма в Германии и за ее пределами.

Сотрудница Центра исследования антисемитизма (Zentrum für Antisemitismus-Forschung) при Техническом университете в Берлине (Technische Universität Berlin) также является координатором независимой экспертной группы, которая регулярно представляет бундестагу отчеты о проблеме антисемитизма в Германии. В беседе с DW немецкий ученый рассказала о белых пятнах в истории Холокоста, о том, что такое вторичный антисемитизм и как с ним бороться.

DW: Ужасы нацистского режима вот уже 68 лет являются частью истории. Не считаете ли вы, что за это время эта тема была достаточно исследована? Может быть, нам уже все известно о Холокосте?
Юлиане Ветцель: Нет, это не так. Есть целый ряд недостаточно исследованных или вовсе не исследованных областей. Причина в том, что ряд архивов был открыт только сейчас. Например, бытует мнение, что большинство евреев погибли в концлагерях. На самом деле, это не так. Около двух миллионов евреев были массово расстреляны в бывшем Советском Союзе (после вторжения немецкой армии на его территорию в июне 1941 года и последующей оккупации значительной части страны - Ред.). Это произошло еще до того, как в концлагерях начали массово убивать людей. Мы даже не знаем точно, где именно их расстреливали. Существуют организации, которые только сейчас начинают заниматься этой тематикой. Все это - белые пятна в истории Холокоста.
 
- На какие вопросы ученые пытаются ответить сегодня?
- Например, что в то время люди знали о массовых убийствах евреев? Раньше считалось, что жители Германии не могли об этом знать, потому что все происходило где-то далеко. Зачастую не учитывался тот факт, что немало слухов и информации содержалось в письмах немецких солдат родным. Согласно результатам последних исследований, немцы действительно знали, что происходит, даже если о многом приходилось только догадываться.
 
- Как вы рассказываете молодому поколению о Холокосте?
- Самое главное на сегодняшний день - познакомить школьников с историческими фактами, не впадая при этом в морализаторство. Именно этот принцип должен стать основой обучения, но им руководствуются далеко не всегда. Со школьниками необходимо обсуждать целый ряд вопросов: что могли знать мирные жители? Насколько сильно срабатывал у жителей Германии механизм вытеснения ужасов войны после 1945 года? Как это сказалось на послевоенной истории Германии и почему? Это означает, что мы должны не останавливаться на 1945 годе, а понимать важность этой темы при принятии актуальных политических решений.
 
- В недавнем докладе независимой экспертной группы по проблемам антисемитизма, представленном бундестагу, вы перечислили различные современные проявления антисемитизма. Как они выглядят?
- Речь идет о так называемом вторичном антисемитизме. (Согласно докладу экспертной группы, этот термин используют для обозначения различных явлений, которые возникли в результате отрицания вины немцев. Для вторичного антисемитизма характерны такие проявления, как обвинение евреев в том, что они несут часть вины за преследования и "утверждение, что память о Холокосте используется как повод для финансового вымогательства" - Ред.). Проявления вторичного антисемитизма свидетельствуют о том, что люди пытаются вытеснить память о Холокосте или не хотят иметь дело с чувством вины и стыда.
 
Еще одна форма современного антисемитизма - это ненависть по отношению к Израилю. Она выражается, к примеру, в том, что политику Израиля сравнивают с Холокостом, утверждая, что израильтяне поступают с палестинцами так же, как когда-то поступали немцы с евреями. Происходит подмена понятий: жертв стилизуют под преступников. Эти две формы антисемитизма преобладают в Германии.
 
- Как, по-вашему, кто должен бороться с этими формами антисемитизма. Политики, гражданское общество или каждый человек по отдельности?
- Существует взаимодействие между политикой, обществом и особенно учебными заведениями. Политики могут сигнализировать о своей готовности бороться с любой формой антисемитизма. Именно они поручили специальной комиссии собрать данные, на основе которых должна формироваться политика образования Германии. Темой учебных материалов, которые мы разрабатываем в Центре исследования антисемитизма, должны быть и современные проявления антисемитизма. Мы должны повышать квалификацию учителей, чтобы они могли передать свои знания ученикам. Ведь большинство замечают антисемитизм только тогда, когда речь идет о национал-социализме, а не о его проявлениях в современной форме.
 
Автор: Биргит Гёрц
Редактор: Марина Барановская
http://www.dw.de
Фото: dpcamp.de
Entrainement Nike