То есть тамошние студенты могут получить академическую степень по компьютерным наукам, управлению бизнесом или искусствоведению, но позубрить еврейские дисциплины им все же придется. И есть в уставе университета маленький такой пунктик, оговаривающий, что студентам мужского пола, изучающим еврейские предметы, предписывается во время занятий надевать кипу.
У евреев на Западе нет никакой проблемы надеть кипу, какими бы секулярными они не были, поскольку это никоим образом не связано с уровнем религиозности. Для светских евреев Запада кипа — это не столько религиозный атрибут, сколько элемент самоидентификации.
Требование это — не блажь и не желание навязать религиозный образ жизни, а всего лишь норма в иудаизме, но оставим этот момент на обсуждение людям, более, нежели автор этих строк, сведущим в тонкостях еврейской традиции. Что интересно: перед поступлением в университет студентов просят с уставом ознакомиться и заверить согласие с его положениями собственноручной подписью. Десятки, а то и сотни тысяч студентов получили дипломы университета, и ношение кипы на занятиях по иудаизму ни для кого не становилось камнем преткновения. Были и те, кто кипу не надевал. Но лекторы предпочитали заниматься преподаванием и на кипах не фокусировались. И вот на прошлой неделе грянул гром. Особо дотошный лектор попросил студента с непокрытой головой воспользоваться ермолкой. Студент отказался, но преподаватель не уступал. Когда же весь арсенал аргументов преподавателя не возымел действия, студенту было указано на дверь.
В XIX веке мужчины решали конфликты между собой на дуэли, в XX — на партсобрании или товарищеском суде. В веке XXI все решают социальные сети, и дальнейшая полемика переместилась в Фейсбук. Разгневанный студент написал о произошедшем на своей страничке, его тут же поддержали товарищи по несчастью и борцы с религиозным засилием. Им отвечала администрация Бар-Илана. Этот виртуальный обмен любезностями весьма скучен и не заслуживает внимания посторонних, однако сама ситуация сколь комична, столь и оригинальна, ведь более высосанный из пальца конфликт трудно себе представить.
Недовольство и неприязнь к религиозному истеблишменту переносятся частью израильтян и на отношение ко всему еврейскому. Вместе с водой выплескивают и ребенка. Вот и получается, что единственной страной, где еврей может отказаться надеть кипу, оказывается Израиль.
Подобная анекдотическая ситуация не могла произойти ни в одной стране мира, кроме Израиля. У евреев на Западе нет никакой проблемы надеть кипу, какими бы секулярными они не были, поскольку это никоим образом не связано с уровнем религиозности. Для светских евреев Запада кипа — это не столько религиозный атрибут, сколько элемент самоидентификации. Иными словами, надевший кипу демонстрирует окружающим, что он — еврей. Многие посещающие Израиль надевают кипу уже в аэропорту, как бы подчеркивая, что в еврейской стране и выглядеть следует по-еврейски. Нечто подобное я наблюдал и на молодежных еврейских семинарах в странах СНГ. Многие из участников, лишь попав на еврейскую тусовку, тут же надевали кипу. Да простят меня люди религиозные, но кипа — это своего рода униформа.
На бар-мицвах и еврейских свадьбах в той же диаспоре в числе приглашенных очень часто бывают и неевреи. Никому из них и в голову не придет отказаться надеть кипу. Для них этот акт — дань уважения чужой культуре. Культуре, которую ценят и уважают во всем мире. У ношения кипы есть и иной аспект. В Швеции, Дании, Франции, Германии и других странах Европы евреи опасаются появляться на улице в кипе. Раввины этих стран призывают евреев не надевать кипы в публичных местах, дабы не подвергать себя опасности. В крупных городах Европы есть районы, пройти через которые в кипе могут только мужественные и, скорее всего, глубоко верующие люди.
Но в Израиле все по-другому. Иудаизм — религия, не отделенная от государства. Часть государственных функций передана религиозным институтам. Такая ситуация по душе далеко не всем. Недовольство и неприязнь к религиозному истеблишменту переносятся частью израильтян и на отношение ко всему еврейскому. Вместе с водой выплескивают и ребенка. Вот и получается, что единственной страной, где еврей может отказаться надеть кипу, оказывается Израиль.
Уважение к истории и традициям собственного народа прививается не через административные методы, а путем приобщения к веками накопленному культурному наследию. Можно заставить человека надеть кипу — и на всю жизнь привить отвращение ко всему еврейскому. А можно заинтересовать, и тогда проблема с ее ношением исчезнет сама собой.
В Израиле мне нередко приходилось видеть, как некоторые обвиняемые, оказавшись на скамье подсудимых, вдруг представали перед судьей в новом обличии — уже с кипой на голове. Осознали, мол, взялись за ум, возвращаемся к корням и, соответственно, ожидаем снисхождения. Только вот кипа на голове еврея не является индикатором его человеческих качеств. Хороший еврей не обязательно носит кипу, и наоборот. Хороший еврей — это, прежде всего, честный и добропорядочный человек, ведь именно этого и требуют от него основополагающие заповеди иудаизма. Очень жаль, что этот момент совсем ускользнул из поля зрения многих, включившихся в яростную дискуссию о происшествии в Бар-Илане.
Какими бы сложными ни были отношения между светскими и религиозными в Израиле, сдается мне, что преподаватель, выставивший студента из аудитории за отказ надеть кипу — тот еще педагог. Уважение к истории и традициям собственного народа прививается не через административные методы, а путем приобщения к веками накопленному культурному наследию. Можно заставить человека надеть кипу — и на всю жизнь привить отвращение ко всему еврейскому. А можно заинтересовать, и тогда проблема с ее ношением исчезнет сама собой.