Иосиф Зисельс: Виктор Янукович хотел посягнуть на наше право быть европейцами – и случился Майдан
Интервью Иосифа Зисельса Ольге Духнич,журнал «Новое время» №24 – 2015 г.
(Авторизованный вариант)
«Вспомните, Виктор Янукович хотел посягнуть на наше право быть европейцами — и случился Майдан. То же самое происходит и сейчас. Когда угрожают идентичности, даже среди людей, привыкших к подчинению, возникает огромная энергия сопротивления. Нам нужно договариваться, а не воевать.
Сегодня в стране есть желание побороть коррупцию, но это часть нашей культуры. Коррупция — это часть евразийской идентичности. Закон для нас не абсолютен, а его нарушение — не грех, как на Западе. И в этом, прежде всего, проявляется восточность нашей культуры — здесь в Евразии закон принимается не для того, чтобы его исполнять, а чтобы им пользовался сильнейший.
Мы привыкли так жить, у нас сложилось множество негласных договоров между властью и обществом. Например, что суровость закона компенсируется его неисполнением. Что при низких уровнях зарплат власть закрывает глаза на то, что мы воруем, а народ закрывает глаза на то, что ворует власть. В пространстве, где нет закона с большой буквы, человек любое препятствие воспринимает как вызов, задачу для решения — вот такие препоны мне поставили, но я все равно найду, как их обойти.
Поэтому говорить, мол, давайте бороться с коррупцией, когда многие из нас продолжают воровать — бессмысленно. Нужно признать существование этих негласных договоров и пересмотреть их. Борьба общества с коррупцией должна быть борьбой с самими собой.
Именно сейчас евреи Украины начали осознавать себя украинскими евреями. В Европе аналогичные процессы произошли еще в начале XIX века. Во Франции именно тогда евреи получили равные права с французами и называли себя французами Моисеева закона. У нас этот процесс происходит только сейчас.
Евреи Украины принимали активное участие в Майдане.
Активнее среди нацменьшинств были, пожалуй, только крымские татары. И украинцы оценили это — согласно последним социологическим исследованиям, за год отношение к евреям и крымским татарам в стране значительно улучшилось.
Мы не считаем, сколько евреев было на Майдане, но знаем, что многие из них затем пошли на фронт.
Самое парадоксальное — часть из них воюет в батальоне Азов, рядом с радикальными националистами. Кроме того, на востоке страны воюют и ребята с израильскими паспортами. Это добровольцы, которые обучают наших солдат. Израиль уже почти 100 лет воюет, и опыт — это самое важное, что он может передать Украине.
Израиль не помогает Украине официально, потому что очень зациклен на собственной безопасности.
В 2008 году, во время войны в Грузии, Израиль помогал оснащать грузинские системы ПВО. Тогда Грузия сбила три российских самолета, и Израиль получил предупреждение от России: если он будет продолжать помогать Грузии, Иран получит атомную бомбу, а в Сирии будут стоять российские ракеты С-300.
Но при этом Израиль — демократическая страна, и давление общества нельзя не учитывать. Большая часть израильтян — люди с демократическими ценностями, и они сочувствуют Украине.
Украинцам не стоит сильно рассчитывать на поддержку ЕС в борьбе с Россией — меньше будет разочарований.
Сейчас во многих странах ЕС предвыборный период. Поддержать Украину, ввести дополнительные санкции в отношении России для них означает понизить уровень благосостояния своих стран и подвергнуть свои шансы на победу серьезному риску. Помочь может разве что опосредованное давление на Европу со стороны США и Канады.
Это очень похоже на то, что происходило в 1930-е. Германия исправно платила за нефть и металл, и все хотели с ней торговать. Никто не хотел видеть в ней монстра, предпочитая думать, что Германия будет воевать не с ними, а с их конкурентами. Через восемь лет за эти заблуждения пришлось заплатить громадную цену.
Мы больше не мирная страна и еще долго ею не будем.
Нам необходимо научиться воевать с минимальными потерями, рассчитывать только на свои силы, защищать своих людей, перестроить экономику на военные рельсы и не прятать голову в песок. У России тоже нет другого выхода, кроме как воевать с Украиной. Они понимают, что с этим правительством и с этим обществом договориться о «возвращении в империю» уже невозможно.
На что-то рассчитывать мы можем, только если дезинтеграционные процессы в России примут интенсивный характер. Однако никто в мире в этом не заинтересован. Что значит разваливающаяся Россия? Огромные обломки страны, вооруженные ядерным оружием. Путин, несмотря на наши проклятия, все же контролирует эту страну. Если бы еще к нам не лез, цены бы ему не было. Но он не может не лезть, такова логика империи — ее смысл в расширении.
Я не верю в возможность демократизации России.
Я два года провел в лагерях на Урале, более года прожил в Москве. Россия в нынешних границах никогда не станет демократической страной. Нет критической массы людей, которые могут изменить судьбу России. К тому же не должны все страны мира быть европейскими. Мир держится на балансе. А кто европейский мир будет уравновешивать, Китай? Любая последовательная демократизация России приведет к ее распаду, а это ужасный вариант будущего с непредсказуемыми последствиями.