Ещё одна тайна Геббельса и Гитлера: В Европе обнародована информация о находке 1500 конфискованных нацистами картин представителей «дегенеративного искусства»
В воскресенье в немецком журнале Focus был опубликован материал, буквально взорвавший европейскую и американскую прессу. Публикацию Focus’а прокомментировали практически все ведущие СМИ. Эта история, для которой так и просится название «Дедушка на миллиард», наверняка ляжет в основу киносценария. Яркий сюжет, голливудский масштаб и огромный резонанс в будущем из-за судебных тяжб – все это обрекает фильм на коммерческий успех.
Канва истории в полной мере отражает быт и нравы современной Европы.
Итак, в сентябре 2010 г. во время стандартного таможенного осмотра пассажиров поезда, следовавшего их Швейцарии в Мюнхен, внимание чиновников привлек один 80-летний дедушка. После дополнительного осмотра у дедушки обнаружили конверт с наличными и еще несколько пустых конвертов. Как предполагают, также для наличных.
Европейские СМИ пишут «о большой сумме наличных». На самом деле речь шла о 9 (девяти) тысячах евро купюрами по 500 евро. Что всего лишь на 1000 евро больше суммы, которую необходимо декларировать. В общем, дедушка немного прокололся. Хотя если сравнивать с объемами «кэша», с которым регулярно попадаются в Европе отправившиеся на шопинг украинские и российские чиновники, так дедушка вез сущие копейки.
Но въедливые немецкие чиновники от дедушки не отстали, напротив – взяли его в оборот по полной программе. Дело в том, что в последние годы на волне кризиса власти ФРГ устроили настоящую охоту на доходы своих сограждан, которые эти несознательные сограждане пытаются укрыть от налогов. В первую очередь – в Швейцарии.
В СМИ уже давно циркулирует информация о том, что правоохранительные и налоговые органы Германии за миллионы бюджетных евро (читай – за средства налогоплательщиков) неоднократно покупали у различных хакерских группировок базы данных с информацией о клиентах швейцарских банков. Затем вычисляли немцев, имеющих счета, не отраженные в налоговой отчетности, и бессовестно принуждали их заплатить налоги да ещё со штрафами.
Миллиардер-призрак
Так вот, когда дедушку начали трясти, оказалось, что это уникальный дедушка. Во-первых, в немецкой налоговой о дедушке нет никакой информации. Во-вторых, дедушка дожил до старости, но не имел никаких легальных источников дохода. В-третьих, у дедушки даже не было медицинской страховки. В-четвёртых, о нем ничего не знали социальные службы. Фактически в официозной Матрице дедушка не существовал. Что несказанно озадачило и расстроило бундес-бюрократов.
Его начали крутить дальше и решили провести обыск в квартире на предмет выявления незадекларированных денег. Весной 2011 г. в скромной арендованной за 650 евро в месяц квартирке в северной части Мюнхена фискалы провели обыск. Среди банок с консервами 1980-х гг. и других пожитков к огромному удивлению была обнаружена уникальная коллекция художественных произведений, насчитывавшая около 1500 единиц.
На фото: В этом доме находится квартира, где была обнаружена коллекция (Источник - Daily Mail)
В основном это были картины художников конца 19 – первой трети 20 вв. В том числе Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Эдварда Мунка, Отто Дикса, Макса Бекмана, Франца Марка и др.
Проверяющие были в таком шоке, что дедушку от греха подальше поместили в тюрьму, а информацию о найденной коллекции, которую конфисковали и отправили на склад таможни, засекретили до выяснения масштабов катастрофы.
Постепенно клубочек начал раскручиваться. Во-первых, по оценкам искусствоведов стоимость найденных произведений составляет порядка 1 миллиарда евро. Во-вторых, в коллекции было обнаружено почти 300 каталогизированных картин, которые выставлялись в рамках передвижной «Выставки дегенеративного искусства».
Напомним, эту выставку организовали по личной указке Адольфа Гитлера для просвещения населения на предмет того, какое искусство является правильным, а какое – «дегенеративным» и «большевистским». В частности, один из показов проходил в Мюнхене в июле – ноябре 1937 г. Всего было представлено порядка 650 работ, т.е., в обнаруженной коллекции оказалось около трети. Образчики «дегенеративного искусства» были конфискованы из различных германских музеев, а также из частных коллекций. Эти картины считались утраченными, поэтому их обнаружение для мира искусства является настоящим праздником.
Природа найденной коллекции поясняется личностью загадочного дедушки.
Его имя - Корнелиус Гурлитт. Сам по себе он ничем непримечателен. Зато его папа - Гильдебранд Гурлитт – очень интересный субъект.
Гильдебранд Гурлитт и его тайна
Гильдебранд Гурлитт – знаковый немецкий арт-дилер и искусствовед. Он приходится внучатым племянником немецкому композитору Корнелиусу Гурлитту (1820 - 1901).
Гурлитт, который папа дедушки, с 1925 по 1930 гг. работал директором музея в Цвикау. В частности, он занимался организацией выставок художников-модернистов. За что и был уволен под давлением общественности и прессы, которым не нравились эти малопонятные экзерсисы.
Гильдебранд Гурлитт переехал в Ганновер, где занимался дилерством. Затем его назначили директором Kunstverein в Ганновере. Но снова уволили, поскольку его бабушка была еврейкой.
Однако вскоре его знания и навыки были востребованы Рейхом. Гурлитт как опытный арт-диллер вошел в состав группы, которая занималась продажей конфискованных из музеев и частных коллекций объектов «дегенеративного искусства» за границу. Рейху была нужна валюта. Кроме этого он работал как дилер для Фюрер-музея в Линце.
Йозеф Геббельс на выставке "дегенеративного искусства"
Как описывают его деятельность историки, Гильдебранд Гурлитт с 1936 г. вел масштабную работу под патронатом Йозефа Геббельса в рамках Комиссии по использованию дегенеративного искусства. Однако поскольку работа была достаточно деликатная и непрозрачная, то он информировал начальство не обо всех своих сделках. А также скрывал их истинный размах. В результате чего ему и удалось сформировать указанную коллекцию.
Несмотря на плотную работу в интересах Рейха, в 1945 г. Гильдебранд Гурлитт заявил американским военным, которые его допрашивали, что является жертвой нацистских преследований. Кроме этого, по его словам, он помогал многим евреям, оказывая содействие в продаже произведений искусства.
Что касается коллекции, то Гурлитт заявил, что вся она погибла в 1945 г. во время бомбардировки Дрездена.
После войны он по-прежнему занимался торговлей произведениями искусства. В 1956 г. в возрасте 61 года Гильдебранд Гурлитт погиб в автокатастрофе.
Что дальше?
А вот дальше самое интересное.
В настоящий момент следователи пытаются выяснить происхождение картин. Это непросто, поскольку целые семьи, у которых нацисты их изымали, погибли во время войны. Далеко не всегда сохранились документы, способные подтвердить права возможных наследников на конфискованные произведения искусства.
В любом случае коллекция породит массу судебных исков. И в силу своего масштаба, и в силу круга лиц, которых она может затронуть.
Источник фото: Daily Mail
Например, как минимум одна картина Матисса, найденная в Мюнхене, по мнению экспертов, принадлежала французскому торговцу произведениями искусства Полю Розенбергу. Его внучка, французская журналистика и бывшая жена главы МВФ Доминика Стросс-Кана Энн Синклер (на фото) добивается возвращения картин, конфискованных у ее деда.
Однако происхождение части картин наверняка будет признано собственностью Корнелиуса Гурлитта. Учитывая его преклонный возраст, не понятно, как он поступит с ними. Все эти годы герр Корнелиус жил, время от времени продавая картины, собранные отцом. Буквально за месяц до конфискации коллекции он продал за 864 тыс. евро через аукцион Лемпертца в Кёльне картину Макса Бекмана "Укротитель львов".
Макс Бекман. "Укротитель львов"
Пока нет ответа на вопрос, была ли квартира, где обнаружены картины, единственным подобным хранилищем? Или есть ещё?
Кроме этого стоит ожидать оживления рынка подделок. Воспользовавшись прецедентом с обнаружением 1500 объектов, которые 70 лет лежали в тайнике, торговцы фальшивками наверняка попробуют легализовать свои «творения», найденные в других «тайниках».
Пока нет полной информации о том, какие произведения конфискованы чиновниками. Но в любом случае интерес к теме уже зашкаливает.
Алексей Копытько
http://prostir.museum/