«Остання адреса» в Одессе. Один из двух знаков установлен в память о расстрелянном «по сионистскому делу» Хаиме-Ароне Мошковиче Гринберге
Марина Константинова
для сайта Ваада.
Одесса
Фото Михаила Константинова
6 августа на двух домах в районе легендарной одесской Молдаванки установили два памятных знака жертвам политических репрессий и государственного произвола в годы Советской власти. Основополагающий принцип этого проекта – «Одно имя, одна жизнь, один знак».
Движение «Последний адрес» начало действовать в России, где были установлены свыше 600 персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий. Затем к движению присоединилась Чехия. И теперь эту важную инициативу поддержали в Украине. Вот что говорит об этом событии журналист Сергей Пархоменко, один из инициаторов движения «Последний адрес», который специально приехал на «старт» проекта в Одессу: «Остання адреса» - украинский проект. Но развивается он в сотрудничестве с проектом «Последний адрес», материалы его мы с удовольствием выкладываем на нашем сайте. И ставим на одной общей карте проекта отметки об установленных знаках, и на чешском, и на украинском, и на русском языке. Первым городом в Украине, где установили уже пять памятных знаков, стал Киев. А Одесса - второй город Украины, куда пришло движение «Остання адреса».
Одна из двух табличек установлена по адресу улица Адмирала Лазарева, дом 77. Когда-то в этом скромном доме жил старший учетчик артели имени 19-летия Октября Хаим-Арон Мошкович Гринберг. Был женат, в семье было двое сыновей: Борис (1921 г.р.) и Яков (1923 г.р.).
Гринберг был арестован 17 января 1938 года за участие в "контрреволюционной организации сионистов". Справки для обоснования арестов были составлены начальником 2-го отделения 4-го отдела младшим лейтенантом Львовым и подписаны заместителем начальника 4-го отдела УГБ УНКВД В. Ф. Калюжным.
Тогда же были арестованы еще двое «участников» организации: Шмуль Лившиц и Сруль Гринберг. Глава общественной организации «Остання адреса – Україна» Дмитрий Белобров сказал, что памятные таблички на их домах появятся позже. «Организаторам заговора» вменяли в вину распространение сионистской литературы, подрыв мероприятий по переселению евреев в Биробиджан, организацию акций протеста против ограничения выезда евреев в Палестину и подготовку "террора, диверсий и вредительства". По постановлению «тройки» при УНКВД по Одесской области от 23 марта 1938 года за "активную контрреволюционную сионистскую деятельность" Хаим-Арон Мошкович Гринберг был расстрелян 3 апреля 1938 года.
Родственникам поначалу сообщили об аресте "на 10 лет без права переписки", а позже выдали фальшивую справку о смерти, в которой значилось, что он умер в заключении от крупозного воспаления легких 10 января 1944 года.
В 1956 году определением Военного трибунала Одесского военного округа постановление «тройки» в отношении Хаима-Арона Мошковича Гринберга (а также двух других фигурантов дела номер 5119П) было прекращено за отсутствием состава преступления. Гринберг был полностью реабилитирован.
Еще одна табличка была установлена по адресу ул. Ризовская, дом 33, где жил, был арестован, и куда уже никогда не вернулся известный православный священник Григорий Матвеевич Ребезе (архимандрит Геннадий). Среди прочего, он был духовником известного офтальмолога Владимира Петровича Филатова. Расстрелян в Казахстане в 2 декабря 1937 года за то, что он вел «систематическую контрреволюционную агитацию среди мирян верующих, прививая им свои враждебные отношения к Советской власти". Реабилитирован в 1956 году.
Суть проекта заключается в том, чтобы увековечить память обычных людей, «простых» граждан, жертв политических репрессий, а вовсе не только пострадавших из числа государственных деятелей, военачальников, писателей и деятелей искусства, которые обычно удостаиваются мемориальных досок и памятников. Вот как в Одессе – еврей, скромный учетчик артели и православный священник, оба попавшие под «молох», оба безжалостно и безвинно уничтоженные тоталитарным режимом.
Знаки установлены, возложены цветы, а у стены дома Хаима-Арона Мошковича Гринберга и камушки, по еврейской традиции. На открытии мемориальных знаков были одесситы всех возрастов – и зрелые люди, и молодежь. Это очень важно, для памяти и для гражданской зрелости.
"Остання адреса" будет продолжать свое дело в Киеве и Одессе. А дальше инициативная группа надеется, что проект придёт в Харьков, Винницу, Херсон.
Air Jordan 11 For Sale