В Одессе исчезли обе таблички проекта «Остання адреса»
Фото: Марина Константинова, ФБ
В Одессе исчезли обе таблички проекта «Остання адреса», которые недавно были установлены на Молдаванке. Узнав от Дмитрия Белоброва, что пропала табличка, установленная в память о священнике Григории Матвеевиче Ребезе, я поехала по второму адресу, и увидела, что табличка в память о Хаиме-Ароне Мошковиче Гринберге тоже исчезла.
Мне кажется, что версии две:
1) элементарное воровство металла на бутылку пива или другие "неотложные нужды";
2) целенаправленное уничтожение по "идейным соображениям" памятных знаков "врагам народа".
На вторую версию меня натолкнула "содержательная беседа" по адресу ул. Адмирала Лазарева 77.
Дедушка лет 70-ти, копавшийся в этом дворе в своей машине, в ответ на мой вопрос, не знает ли он, когда пропала табличка, произнес «пламенную» речь со всеми "штампами" - от "Сталин-молодец!" до "бенедеровцев" и новейшей истории.
Больше всего меня поразил такой пассаж: "А кто он такой вообще, этот ваш Гринберг? Подумаешь, евреем больше, евреем меньше! Ничего, новую табличку поставите. У вас денег много, небось за большие деньги все делаете!"
Я не хочу сказать, что это проявление чистого антисемитизма, нет, это просто жлобство и воинственное невежество!
И опять, как в далеких тридцатых, судьба связала вместе еврея Гринберга и православного священника Ребезе: оба репрессированы и убиты, обоим поставлены памятные знаки, оба знака исчезли.
Но они все равно будут – новые таблички!
И будет память о невинных жертвах репрессий!
Помните, как в «Жертвоприношении» Андрея Тарковского: «Знаешь, порой я говорю сам себе, что если каждый день, в одно и то же время делать одно и то же дело — как ритуал: неколебимо, систематически, каждый день, точно в одно и то же время, — то мир изменится. Что-то в нём изменится — иначе и быть не может».
Марина Константинова, Одесса,
Страница автора в ФБ