В 2016 году завершится реконструкция еврейского центра в Садгоре

Не менее значимой, чем черновицкие синагоги, считалась в нач. 20 в. синагога в Садгоре. Сохранилось лишь несколько старых фото синагоги.

В то время Садгора была хасидским религиозным центром благодаря синагоге и местному цадику, на прием к которому всегда были очереди. Это, в том числе, поддерживало бедных садгорских евреев: они за деньги давали ночлег приезжим.

– Здесь, в самом центре Садгоры, в XIX в. имелся резиденция «чудодейственного» раввина из династии Фридманов, – рассказывает Николай Кушнир, директор Музея истории и культуры евреев Буковины, – в комплекс зданий резиденции входили кроме синагоги еще и жилой дом семьи цадика, многочисленные хозяйственные помещения, а также большой парк. Рассказывают, что в этом парке была построена специальная большая палатка с длинными столами и скамьями для совместных обедов с цадиком.

За возможность даже короткой аудиенции, а тем более за право пообедать в обществе цадика, гости, среди которых были не только евреи-хасиды, обязаны были вносить плату или дарить подарки. Таким образом семья цадика увеличивала свое состояние и очень быстро начинала жить в роскоши. Впрочем, обычно бедные хасиды не только не возмущались по этому поводу, но и, наоборот, приветствовали этот факт.

Ведь они верили в магическую, сверхъестественную силу цадика и считали, что богатство дает ему большие возможности влиять на небеса. При таких условиях члены семьи цадика вели вельможную жизнь. Они содержали дома и роскошные экипажи, собственный оркестр и многочисленную челядь.

Вокруг фигуры цадика ходили многочисленные легенды. Одна из легенд гласит о том, что он имел привычку ходить босиком по утренней росе в тапочках с золотой отделкой и без подошвы. Другая легенда рассказывает о том, что цадик якобы приказал подготовить одну из комнат резиденции на тот случай, если появится Мессия.

 

Они верили в магическую, сверхъестественную силу цадика и считали, что богатство дает ему большие возможности влиять на небеса. Слава Садгорского цадика простиралась далеко за пределы Буковины. Однако в самих Черновцах к нему относились неоднозначно

 

Слава Садгорского цадика простиралась далеко за пределы Буковины. Однако в самих Черновцах к нему относились неоднозначно. Местная «аскала» (сторонники еврейского просвещения) и «онемеченные» евреи остро критиковали фанатизм хасидов, а самого цадика представляли часто не иначе, как шарлатаном. Вместе с тем, никто не ставил под сомнение влияние цадика на еврейскую общину. А потому неудивительно, что накануне выборов, в резиденцию Садгорского старца наведывались черновицкие политики всех мастей и политических лагерей, пытаясь заручиться его поддержкой.

О садгорском цадике сохранились воспоминания и в литературе. В частности, Леопольд фон Захер-Мазох - известный австрийский писатель, родившийся во Львове, написал воспоминания о посещении цадика: он приезжал сюда с кем-то из родственников. Мазох, в частности, описывает, как они зашли в комнату: на софе лежал цадик, а один из помощников зажигал ему трубку.

Что интересно, сохранилось фамильное кресло цадиков, вывезенное когда-то из Садгорской резиденции Принадлежит оно сегодня современным потомкам династии цадика Фридмана, которые проживают в Израиле.

Как когда-то люди шли к цадику, так сейчас паломники приезжают на его могилу на Садгорском кладбище. С целью защиты места паломничества от вандалов, в середине 90-х годов прошлого века вокруг могилы возвели небольшую постройку. И теперь без охранника, у которого находятся ключи, сюда не попасть. Вокруг огромной гробницы находятся лавки, где евреи могут молиться. А слева в специальную стену вкладывают записки с просьбами и пожеланиями.

В 2016 году синагогу планируется открыть после реконструкции. В ремонте фасада используется уникальная технология для восстановления старого кирпича и лепнины, 70 процентов которых пришлось восстанавливать. Верхнюю часть окон украшают новые прекрасные витражи, изготовленные черновицким художником Анатолием Федирко. Каждая фреска – изображение на тему Торы.

Имя Федирко хорошо знакомо жителям Украины благодаря его эпатажности: он создает разнообразные инсталляции, большинство которых выставлено в центре Черновцов возле книжного магазина.

В старом доме, в котором когда-то жила семья цадика откроется небольшой отель для паломников-хасидов.

С перспективой создания еврейского центра многие черновчане задались вопросом: «А не будет ли у нас второй Умани?»

«Не будет, – убеждает г-н Крайс, который возглавляет реконструкцию.– Как известно, в Умани похоронен ребе Нахман. И этот цадик оставил завещание: кто в Рош-га-Шана приедет на его могилу и прочитает там молитвы, сделает очень хорошо для себя и Бога. Так что последователи его хасидского двора и просто евреи именно в Рош-га-Шана едут в Умань. Садгорский цадик такого завещания не оставлял, поэтому такой большой наплыв народа в один день не угрожает. Разве что на Рош-га-Шана и немного позже – в день памяти ребе может состояться массовое паломничество (но не тысячи, а триста-четыреста хасидов). Такие паломничества уже проходят на протяжении последних лет. После открытия синагоги и еврейского центра, местные предприниматели тоже могут присоединиться: построить рядом отели или кафе, изготавливать сувенирную продукцию».

Следует отметить, что параллельно с восстановлением синагоги, обустраивается и могила цадика на старом еврейском кладбище.

Сейчас территорию возле синагоги и могилы цадика трудно узнать. Раньше здесь без ухода росли деревья, которые закрывали собой синагогу. Сейчас же обновленное, красивое сооружение открылось для глаз горожан и туристов. 

 

Хасидизм, как любое другое историческое явление – неповторимый культурно-исторический феномен. А саму историю невозможно повторить, ее надо просто помнить.

 

Во времена Австро-Венгрии, – заключает Николай Кушнир – на Буковине никогда не было серьезных межэтнических или межконфессиональных конфликтов. В дальнейшем подходы каждой новой власти к решению национального вопроса в крае менялись, но редко к лучшему. История еврейской общины Буковины должна быть поучительной для современников и, в первую очередь, политиков. Ведь она учит тому, что межнациональный мир и согласие достигаются длительной кропотливой работой всего общества, а разрушаются в одно мгновение проходимцами и невеждами от политики, или же натравливают один народ на другой, или потакают таким действиям со стороны других. Что касается восстановления еврейского религиозного центра в Садгоре, то, на мой взгляд, это вряд ли сможет вернуть городке славу еврейского «Ватикан на Пруте». Ведь хасидизм, как любое другое историческое явление – неповторимый культурно-исторический феномен. А саму историю невозможно повторить, ее надо просто помнить.

По материалам: risu.org.ua

Běžecké tretry Nike