Украинско-еврейские организации наградили Рональда Лаудера медалью им. Андрея Шептицкого
Джеймс К. Темертей, председатель правления «Украинской еврейской встречи» (слева), Рональд Лаудер, президент Всемирного еврейского конгресса (посередине), Борис Ложкин, президент Еврейской конфедерации Украины (справа).
Церемония, которая состоялась в Нью-Йорке, также стала ценной возможностью осветить деятельность основателя «Украинской еврейской встречи» Джеймса Темертея, который является малопубличным лицом.
На прошлой неделе в связи с ежегодной Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорк слетелись руководители и министры иностранных дел многих стран, крайне затруднив передвижение большой частью Верхнего Ист-Сайда. Однако одного посла и дипломата, который ездит по делам по всему миру, почтили на частной и достойной церемонии поодаль от лихорадочной суеты и неустанных разговоров дипломатов. В стенах величественного здания Украинского института на углу 79-й улицы возле Центрального парка несколько представителей украинских и еврейских элит собрались на церемонию вручения 4-й медали имени Андрея Шептицкого. В этом году лауреатом стал президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер, который был награжден за «служение еврейскому народу на протяжении жизни».
Последние пять лет Украинско-еврейская встреча (UJE) и Еврейская конфедерация Украины совместно присуждают эту награду лицам, внесшим вклад в улучшение украинско-еврейских отношений. Медаль названа в честь Андрея Шептицкого, выдающегося митрополита Украинской греко-католической церкви первой половины XX века.
Шептицкий был исключительной личностью: потомок обжалованной дворянством и полонизированной украинской семьи, он был архетипическим примером колоссальной фигуры, даже своим телосложением. Он был ростом 2 метра 10 сантиметров, эрудированным, мудрым и гуманным, владел многими языками (как известно, он написал письмо еврейской общине Львова на иврите). Во время нацистской оккупации Советской Украины Шептицкий лично прятал более 150 евреев, в том числе детей и раввинов, в монастырях и других зданиях церкви. Одного раввина было скрыто внутри персональной библиотеки в официальной резиденции митрополита. Многие в украинской диаспоре считают Шептицкого объединяющей фигурой, историческое наследие которого может стать основой для лучших отношений и взаимопонимания.
К сожалению, действия митрополита, выдающиеся своею храбростью перед лицом нацистской оккупации Львова, остаются возмутительно неизвестными за пределами Восточной Европы. В то же время кампания за признание Шептицкого «праведником народов мира» со стороны Яд Вашем почти не продвигается.
Медаль имени Андрея Шептицкого вручали Борис Ложкин и Джеймс Темертей, основатель UJE, которые присутствовали на церемонии.
Б. Ложкин ранее был влиятельным главой Администрации президента Петра Порошенко. В Украине многочисленные должности на самом высоком уровне власти занимают лица еврейского происхождения. Это, в частности, преемник Ложкина, а сейчас уже премьер-министр Владимир Гройсман. Б. Ложкин, который был избран на нынешнюю свою должность в мае прошлого года, за последнее время стал основным представителем украинского еврейства на мировой арене.
В течение последних десяти лет организация Дж. Темертея «Украинско-еврейская встреча» сделала огромный вклад в дело улучшения цивилизованного дискурса и взаимной гармонии в украинском-еврейских отношениях путем регулярных публикаций, проведения выставок и показов фильмов. С этой точки зрения еще более примечателен, что господин Темертей, канадский благотворитель, который финансирует все эти добрые дела, ведет себя так сдержанно и не афиширует своей деятельности.
«Я действительно украинец, - сказал глава UJE. - Мы не поднимаем голос, а склонны держаться скромно, сдержанно и не хвастаться». Далее он добавил: «Мне достаточно того, что я знаю, что если делаешь хорошее дело, то те, кому надо об этом знать, узнают».
После этого Дж. Темертей взялся объяснить историю создания организации. После того, как будущие коллеги предложили ему реализовать этот проект, он в 2007 году в первую очередь обратился к тогдашнему президенту Виктору Ющенко. «Итак, я отправился на встречу с президентом Ющенко в его кабинете, где кроме нас больше никого не было. Я прочитал ему этот документ и сказал, что это то, что нам следует сделать, ради его души, моей души и души всего украинского народа ... если мы создадим такую организацию».
По словам Дж. Темертея, выслушав предложение, президент Ющенко поднялся, обнял его и сказал, что сделает все возможное, чтобы помочь проекту. «Итак, в тот момент я осознал, что в этом что-то есть, и вот как оно произошло. Когда он меня так обнял, я понял, что замысел сработает, а потому вернулся в Торонто и сказал: "Народ, мы это делаем, запускаем проект!"».
Дж. Темертей был также основным финансовым донором недавно открытого библиотечного и учебного Центра митрополита Андрея Шептицкого, который заработал на территории Украинского католического университета во Львове этой весной.
Для него наследие митрополита остается основополагающим вопросом:
«Шептицкий, как вы знаете, является святой фигурой, и не имеет значения, что Яд Вашем не признал его... Это в воле Божьей, а пути Господни неисповедимы. Могли бы вы себе представить, что мы в еврейской общине и в украинском обществе так же активно продвигали бы историю Шептицкого сейчас, если бы он был признан 40 лет назад? Так что, возможно, тот факт, что он так и не получил статуса "праведника", фактически сработал на то, чтобы способствовать продвижению дела еврейско-украинского примирения во имя митрополита».
Автор: Владислав Давидзон
Air Max