Семен Глузман: Жестокие насильственные преступления, как правило, совершают психически здоровые люди

Что бы ни говорили вам психоаналитики, поверьте: и Гитлер, и Сталин были психически здоровыми людьми. Как и их многочисленные собратья по диктаторскому клубу Иди Амин, Чаушеску, Саддам Хусейн и другие. Всевозможные психоаналитические трактовки не имеют отношения к предмету клинической психиатрии. Следует помнить: увлекательные «психиатрические» расследования журналистов и не менее захватывающие опусы психологов являются сугубой беллетристикой, не содержат психиатрической аргументации в современном смысле этого слова.

В интернете искусство такого пошиба теперь называют пшонкой головного мозга

Но есть здесь и такой аспект. Погружая личность диктатора и тирана в мир безумия, мы выводим негодяя и убийцу из зоны нравственной и юридической ответственности. Признав жестокого и злого правителя психически больным, мы вправе утверждать: человек не виновен, виновна его болезнь!

В понятийном аппарате психиатрии нет таких характеристик как «вор», «убийца», «мошенник», «коррупционер». Как правило, жестокие насильственные преступления совершают психически здоровые люди, они же, здоровые, стремятся сделать политическую карьеру. Психиатрические пациенты именно в силу своей болезни к такой социальной деятельности не способны.

Светлой памяти великий французский психиатр Кирилл Куперник как-то рассказал мне о своём консультировании алжирского диктатора Бен Белы, тот, жестокий и властный правитель, явно проявлял патологические особенности личности, но глубоким психиатрическим расстройством не страдал. Доктор Куперник закончил свой рассказ такой фразой: «Я беседовал с примитивным человеком, сумевшим стать единовластным правителем большой страны».

Если мы, граждане, своей волей выбираем во власть скверных людей, способных игнорировать наши социальные ожидания, то виновны в этом мы сами. Если мы выбираем во власть безнравственного человека и в последующем не контролируем его действия, виновны в последствиях мы. Власть должна бояться своего избирателя, иначе избиратель будет бояться власти. Именно так возникает диктатура.

Я решил написать всё это в связи со странными сообщениями некоторых наших бесчестных политиков и легковерных журналистов о психической болезни бывшего президента Виктора Януковича. Особенно странно мне было услышать такое из уст украинских законодателей, имеющих высшее юридическое образование. Двое из них даже попросили меня «обдумать возможность заочного психиатрического экспертирования Януковича». Это очень плохая идея, опасная. «Революционная целесообразность» игнорирования права в Украине должна быть прекращена. Фактическая оккупация Россией Крыма не может быть оправданием нарушения требований закона новой властью.

А сам Виктор Фёдорович Янукович, по-видимому, весьма посредственная, слабая личность. Как и все мы, имеющая особенности, воспитанные средой, уровнем образования и нашей, украинских граждан, вседозволенностью. Он не успел стать настоящим диктатором по двум причинам: из-за своей нерешительности (не путать с мягкостью!), а также из-за нас, украинцев, имеющих навыки сопротивления злу.

И психиатрия здесь абсолютно не при чём.

Семен Глузман
Врач, член коллегии Государственной Пенитенциарной службы Украины

Источник: society.lb.ua

Nike
рубрика: 
рубрика: