Пурим: Любопытная заповедь веселого праздника
Приближается веселый праздник Пурим. Мы будем петь и танцевать в карнавальных костюмах, раздавать «ушки Амана» и наливать от души. Заповеди этого праздника легкие и красивые: читать «Мегилат Эстер», посылать друг другу подарки, есть сладости и пить вино. И еще одна любопытная заповедь – «опьянеть так, чтобы не различить», то есть напиться настолько, чтобы не отличить проклятого Амана от благословенного Мордехая.
Интересная идея, особенно для евреев, которые привыкли все разделять – кошерное и трефное, мясное и молочное, субботу и будни – в память о том главном различии, которое должен делать человек, – между праведным и грешным – между тем, к чему надо стремиться, и тем, чего следует избегать.
Однако в Пурим все наоборот – эти понятия надо перемешать. В этом обычае заключается намек на ожидающее нас в будущем состояние конечного исправления, в котором уже не будет опасностей и угроз, ничего не придется скрывать или ненавидеть. И станет понятно, что и праведники, и злодеи были всего лишь актерами в той увлекательной игре, которую затеял с евреями Творец, ведя их и весь мир к этому конечному состоянию.
В пуримской истории мы встречаем одного из первых антисемитов – Амана, мечтавшего «под корень извести» всех евреев. Нас это почему-то не удивляет, хотя никакой другой народ не удостаивался такого отношения. Разграбить, захватить земли и поработить – этого сколько угодно можно встретить в истории народов, но чтобы просто уничтожить всех – это что-то особенное.
Чем же не угодили евреи Аману? Предположим, было у него что-то личное с Мордехаем – не преклонялся он перед Аманом. Но в чем виноваты все остальные? А вот так – другие они, эти евреи, живут иначе, не почитают наших обычаев, и поэтому их надо уничтожить.
Антисемитизм вообще не подвластен разуму, это неодолимый зов души. Он родился на свет одновременно с евреями, как теза и антитеза. Альберт Эйнштейн называл его «тенью еврейского народа», и если невозможно представить себе мир без евреев, то так же он невозможен и без антисемитизма.
Без евреев мир невозможен потому, что они, по словам Максима Горького, – «старые крепкие дрожжи человечества, всегда возвышавшие его дух, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему». А без антисемитизма невозможно потому, что мы не хотим быть евреями. Мы хотим жить, как все, и прячемся от своей избранности в бизнес, в науку, в искусство или в религию. Мы давно растворились бы в других народах, если бы они не притесняли нас.
Сионизм, поднявший государство Израиль, родился в результате вспышки антисемитизма во Франции, после знаменитого дела Дрейфуса. Именно тогда Теодор Герцль отказался от идеи ассимиляции евреев, которой он придерживался до тех пор, и написал свой программный труд «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Вскоре после этого был организован Первый Сионистский Конгресс.
Немногие знают, что нацисты в начале своего правления в Германии не собирались уничтожать евреев. Власти Рейха снизили налог на экспорт товаров в Палестину, уменьшили для евреев, выезжающих туда, налог на продажу недвижимости и разрешили им вывезти все свое имущество (в отличие от фараона, который ничего этого не разрешал). Более того, они создали сеть сельскохозяйственных и ремесленных училищ, в которых евреи могли приобрести необходимые для жизни в Палестине навыки. На обустройство выезжающих евреев было выделено 100 млн рейхсмарок.
Очень мало кто из немецких евреев воспользовался этой возможностью и уехал на святую землю. Большинство не захотело покидать насиженных мест, расставаться со своими лавочками, фабриками, банками. Так же было и в Польше. Когда Иегуда Ашлаг – рав, судья и учитель при раввинатском суде Варшавы – собрал в 1921 году 300 семей, чтобы ехать с ними в Палестину, раввинат запретил репатриацию, проигнорировав все доводы рава Ашлага об опасности, нависшей над евреями. Чем это закончилось, – известно.
Сегодня в Израиле собрались евреи со всего света, – но чем эта страна отличается от остальных? Мы пытаемся построить себе такую же жизнь, как и другие, по капиталистическому или социалистическому образцу, и наступаем на те же грабли, что и все. Та же коррупция и лоббирование, то же пренебрежение всех ко всем, такое же равнодушие государства к людям. Мы сами ослабляем себя, и современный антисемитизм – ненависть к государству Израиль – пробуждается в народах, чтобы подправить нас на нашем историческом пути.
Евреи не созданы только лишь для того, чтобы добывать средства к существованию или делать большие гешефты, кушать субботнюю курочку и отдыхать за границей. Они загнивают в атмосфере мещанства, чуждого истинно еврейскому духу. То, что дано нам от природы, – еврейский ум, талант, юмор (как умение шутить над собой), особенная тонкость чувств – предназначено для более высокого применения, нежели достижение сытой безопасной жизни для себя и гордости перед другими.
Евреи вывели, еще давным-давно, два правила, два великих принципа, на которых строится сегодня и право, и мораль. Первый, на котором основана вся правовая система, – это ответ Гилеля иноверцу на его просьбу объяснить ему суть еврейского учения: «Что ненавистно тебе, не делай другому – в этом вся Тора...». И второй, краеугольный камень общечеловеческой морали, - основной принцип всей Торы, по версии раби Акивы: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Весь современный мир как будто принял эти правила и начертал их на своих знаменах, да только выполнять их регулярно и по отношению ко всем, а не только к своим родным и близким, не может. И оттого все войны и террор, и кризис, и развал традиционной семьи, и... не хочу перечислять дальше. Но евреи, выпестовавшие эти принципы, способны и на то, чтобы претворить их в жизнь. В этом, видимо, и заключается смысл существования евреев и оправдание их нелегкой истории, и этого, сам того не понимая, ждет от них весь мир.
Есть у нас сегодня свое государство, и в нем мы можем наладить такие добрые отношения между собой, что все антисемиты, от зависти и восхищения, автоматически станут юдофилами. И этого я всем нам желаю в канун наступающего праздника. Между прочим, в будущем, по прогнозам еврейских мудрецов, все другие праздники будут отменены, и останется только Пурим.
Михаил Аршавский
Nike Air Max 90