Первое заседание, посвященное началу нового музейного проекта в Черновцах, состоялось в Киеве

10 декабря с.г. в офисе Ассоциации еврейских организаций и общин (Ваад) Украины (г. Киев) прошло первое заседание, посвященное началу нового музейного проекта в Черновцах. Речь идет об историческом здании «Бейт-Кадишин» («Лайхенхалле» — Дом прощания) на еврейском кладбище в Черновцах, которое находится сейчас в запущенном, практически полуразрушенном состоянии. Возникла идея отреставрировать это здание и создать в нем музей Холокоста на Буковине, как филиал Черновицкого музея истории и культуры евреев Буковины. 

Этой идее уже несколько лет. Она поддержана еврейской общественностью, историками, исследователями Холокоста, организациями выходцев из Буковины за рубежом. Однако для реализации столь масштабного проекта нужны немалые средства, и собрать их – непростая задача. Недавно посольство Германии в Украине предложило внести крупную сумму на восстановление здания «Бейт-Кадишин». Нужно искать еще спонсоров, но уже сейчас перспектива проекта вырисовывается, и пора начинать его разработку.

На сегодняшнем совещании присутствовали директор Черновицкого музея истории и культуры евреев Буковины Николай Кушнир, историк и архивист из Черновцов Мария Никирса, а также известные деятели культуры, историки, представители общественных организаций, педагоги, исследователи.

Заседание открыл председатель Ваада Украины Иосиф Зисельс – один из организаторов нашего музея и инициатор создания нового музея. Он рассказал об истории вопроса, о состоянии здания «Бейт-Кадишин» и проблемах его реконструкции, а также о ситуации с самим еврейским кладбищем и захоронениях на его территории. Его мнение – нужно начинать подготовительный период, искать дизайнеров и специалистов по организации музейных экспозиций, налаживать контакты со всеми заинтересованными организациями и с лицами, которые готовы принять участие в проекте.

Леонид Финберг (директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства НаУКМА, г. Киев) рассказал о своем участии в работе по созданию музея Холокоста в Днепропетровске и о том, как интересные, тщательно продуманные концепции могут быть искажены при реализации проекта. Л. Финберг считает важным предварительно разработать  концепцию музея – что использовать в качестве экспонатов, какие темы будут определяющими для экспозиции. Нужно, насколько это возможно, ознакомиться с современными принципами построения музеев Холокоста в других странах. Исходя из принятой концепции, нужно рассмотреть различные дизайнерские предложения и уже тогда решать вопрос о принципах реконструкции здания и технических средствах решения экспозиции.

Юлия Смилянская (директор Института иудаики, г. Киев) предложила рассмотреть концепцию музея, исходя из того философского и литературного потенциала, который проявился вследствие переживания Холокоста именно у черновицких евреев. Имена Пауля Целана, Зельмы Меербаум-Айнзингер и других дают повод представить будущий музей с необычной, уникальной точки зрения — уникальной постольку, поскольку была уникальной сама ситуация в Черновцах по сравнению с происходившим в других еврейских общинах на оккупированной территории Украины.

Николай Кушнир (директор Музея истории и культуры евреев Буковины, г. Черновцы) говорил о важности решения практических вопросов функционирования музея, о технической стороне вопроса. Для комплектации будущей экспозиции он считает необходимым работу с архивами, сотрудничество с зарубежными историками и архивистами (в особенности румынскими), поиск документов и фотографий в частных собраниях. Это даст возможность наполнить экспозицию материалами, относящимися к локальной, именно буковинской истории. Нужно учесть и связь  истории Холокоста на Буковине с Транснистрией. Очень важно использовать новые способы представления музейных материалов, привлекать к участию в создании музея студентов, которые уже работали над проектами изучения Холокоста на Буковине.

Мария Никирса (историк и архивист, г. Черновцы) тоже полагает, что работа с архивами может дать огромный материал для наполнения экспозиции будущего музея. Кроме того, существует множество исследований по отдельным вопросам жизни и судеб черновицких евреев в период Холокоста. Она считает очень удачной идеей, в том числе и для города в целом,  предложение об использовании здания «Бейт-Кадишин» для нового музея. М. Никирса обратила внимание на судьбу еврейского имущества в Черновцах, включая жилой фонд и общественные здания. По ее оценке, до трети зданий города было в свое время еврейской собственностью.

Иосиф Зисельс заметил, что в истории предвоенных и военных Черновцов есть несколько тем, которые связаны с Холокостом или предшествующим периодом, но недостаточно разработаны и являются в некотором смысле «запретными». Это тема оккупации Северной Буковины Советским Союзом в 1940 году, и тема коллаборационизма. Это болезненные вопросы, которые необходимо, тем не менее, затронуть и раскрыть в новой экспозиции. Кроме того, он также считает очень важным использовать новый музей для просветительской работы, в особенности среди молодежи.

Наталия Герасим (учитель истории, педагог-методист, г. Черновцы) говорила о том, что есть еще один важный и болезненный вопрос – судьбы евреев, переживших депортацию и вернувшихся в Черновцы в конце войны. Они оказались в очень тяжелой ситуации: часть была выслана в восточные районы СССР, часть не смогла вернуться в свои дома, занятые бывшими соседями, и многие были вынуждены снова покинуть Черновцы. Эта ситуация также является прямым следствием Холокоста и должна быть представлена в музее. В будущей экспозиции можно использовать исследования, проведенные студентами, изучавшими депортацию в Транснистрию.

М.Кушнир и И.Зисельс обратили внимание на проблему доступа к захоронениям жертв Холокоста на еврейском кладбище из-за стихийного рынка, а также на ситуацию с могилами румынских солдат на краю кладбищенского участка. Решение этих вопросов требует вмешательства городских властей, а также отгораживания проблемных участков от основной территории кладбища и подходов к «Бейт-Кадишин», чтобы можно было создать общий комплекс здания музея и мемориальных еврейских захоронений.

Вопросы реконструкции здания и организации музея, естественно, требуют значительных финансовых вложений, и поиск финансирования тоже представляет собой существенную проблему.

Для решения концептуальных вопросов важно также определить общие принципы организации пространства внутри здания «Бейт-Кадишин» — оно небольшое по площади, но очень высокое (11 метров до верхней точки купола). Такое строение требует нестандартного решения, ориентированного не столько на представление максимального количества экспонатов, сколько на использование всего объема пространства для наилучшей презентации основной идеи музея. Поэтому концепция должна быть уже разработана к моменту начала восстановления здания. В этом смысле нужно учитывать не только положительный, но и отрицательный опыт музейного строительства в зданиях, изначально предназначенных для религиозных целей.

Галина Хараз (веб-дизайнер сайта Черновицкого музея истории и культуры евреев Буковины, г. Иерусалим) обратила внимание на три вопроса. Во-первых, на возможное участие выходцев из Буковины, переживших Холокост, в создании нового музея, на их особое отношение к проблеме представления темы Холокоста в музейной экспозиции. Во-вторых, на сравнение ситуации в период Холокоста в Северной и в Южной Буковине. И в-третьих, на отношение к участию буковинских раввинов в решении вопросов концепции будущего музея.

Борис Забарко (историк, председатель Всеукраинской ассоциации евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей, г. Киев) считает, что для полноты представления о периоде Холокоста нужно исследовать и представить в музейной экспозиции материалы о жизни евреев, избегнувших депортации и остававшихся в Черновцах, и о жизни их украинских и румынских  соседей. Необходимо включить в экспозицию сведения не только о Черновцах, но и о судьбах еврейских общин в других городах и селах Буковины.

В дискуссии участвовали Виталий Нахманович (историк, сотрудник Музея истории Киева),Анатолий Подольский (директор Украинского центра изучения истории Холокоста, г. Киев), Игорь Андрейчук и Марина Щербакова (Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства НаУКМА).  Вместе с И. Зисельсом, Н. Кушниром, Ю. Смилянской, Л. Финбергом  они говорили о связи концепции и технических возможностей функционирования будущего музея, о привлечении молодежи к изучению истории Холокоста на Буковине, о проектах восстановления здания и способах финансирования проекта.

Состоявшееся заседание было весьма полезным: участники смогли яснее представить себе ситуацию с проектом будущего музея, определить первоочередные задачи, обменяться мнениями по поводу концепции музея и ее практического воплощения. Участники совещания решили в следующий раз собраться в Черновцах, чтобы ознакомиться положением дел на месте.

Всех, кому интересен и важен проект создания музея Холокоста на Буковине, просим в письменном виде обращаться в дирекцию Черновицкого музея истории и культуры евреев Буковины с предложениями и идеями по созданию нового музея.

Электронный адрес музея: jm.chernivtsi@gmail.com

Галина Хараз, 
muzejew-ru-novosti.16mb.com

Air Jordan 1