Николай Кушнир. Бейт Кадишин и проект создания Музея Катастрофы буковинского еврейства в г. Черновцы

Добрый день, Николай Петрович!

Мы с вами находимся на одном из самых старых черновицких кладбищ - на знаменитом черновицком кладбище, в здании Бейт Кадишин, где планируется в скором времени сделать Музей катастрофы буковинского еврейства. Расскажите нам, пожалуйста, о том, какова история этого кладбища, и какова история этого здания.

– Мы находимся в здании, которое было построено на еврейском кладбище в 1906 году. Хотя на доске указан 1905 год, но были особенности открытия этого здания, и процесс затянулся на два года – так сказано в архивных документах.

Здание было построено для того, чтобы люди могли прощаться, отдать последнюю дань членам еврейской общины, которых хоронили здесь, на этом кладбище.

Само кладбище существует на этом месте с 60-х годов 19-го века. Еврейская община, которая на тот момент была уже достаточно большой, приобрела этот участок напротив уже существующего христианского кладбища. В то время это было за чертой города, и поэтому городские власти продали этот кусок земли общине. С тех пор тут было заложено еврейское кладбище. Оно постоянно увеличивалось, и к середине 20-го века получился такой размер, который сейчас видим – 20,5 гектаров.

Это здание было построено по настоянию городских властей, потому что аналогичные здания были на христианском кладбище, то есть, это было место, где прощались с покойником, где производили анатомические исследования и где родственники могли заказать ритуальные услуги и все, что касается прощания с покойником.

Здание имело вход и выход: со стороны улицы был вход, а с той стороны (где заложено теперь кирпичом) был выход на кладбище, – покойника заносили, прощались с ним и хоронили на кладбище.

Наличие такого здания не совсем вписывалось в еврейскую традицию. Поэтому ортодоксальной община этим зданием не пользовалась. Пользовалась этим зданием реформистская, или либеральная, часть общины, они в то время стояли у руля общины, они и построили это здание по настоянию местных властей.

Строила это здание местная строительная фирма. Некоторые работы были сделаны другими фирмами.

Купол Юзефа Проске

Например, купол был сделан Юзефом Проске – это был известный местный строитель, и он сделал этот купол по абсолютно новой на то время в Черновцах и не только, технологии - так называемой французской технологии цельного литья из железобетона. И вышла такая история, что городской архитектор не принимал это здание, не соглашался принять здание в эксплуатацию, потому что он не знал этой технологии и не верил, что оно будет функционировать, т.е. будет стоять, и купол будет надежным.

Как видите, купол стоит до сих пор, несмотря на плохое состояние здания в целом. Насколько я знаю, капитального ремонта здания так и не было. Был еще в румынское время ремонт поддерживающий, но капитального ремонта не было, и вот купол до сих пор в более-менее хорошем состоянии.

Здание эксплуатировалось до середины 20-го века, то есть до войны. После войны оно уже практически не использовалось по назначению. В советское время здесь был склад строительных материалов – видны остатки цемента, бетона.

Прощаний с покойниками уже тут не было. Понятно, что если не было общины, нормальной еврейской общины в той форме, в которой она существовала до войны, если не было процессий похоронных, то и здание осталось никому не нужным. Оно начало стремительно разрушаться и приходить в негодное состояние. Мы видим результат этого процесса. Здание нуждается в капитальном ремонте, чтобы сохранить его красоту и вдохнуть в него новую жизнь.

Возникла идея создания здесь музейной экспозиции, посвященной буковинскому еврейству, которое страдало во время Холокоста. В этом как раз идея состоит, чтобы и тему раскрыть (потому что это очень важная тема и она очень мало освещена в нашем музее, который существует теперь) и, с другой стороны, чтобы вдохнуть новую жизнь в это здание.

Мало просто реставрировать здание – ну, реставрируют здание, и что оно - будет просто стоять и опять разрушится. А если оно будет иметь какую-то собственную жизнь, в таком случае у него есть будущее. Идея создания музея хорошо дополняет проект реставрации этого здания, и оно будет служить музейным помещением, в котором будет отражена история Холокоста на Буковине. Также планируется выделить небольшую часть, чтобы создать экспозицию, посвященную самому кладбищу.

Могила бургомистра

 

Главный раввин д-р Игель, который заложил первый камень в основание синагоги "Темпль", и открывший первую в Черновцах еврейскую светкую школу

История кладбища тоже очень интересна. Тут похоронено много людей, известных не только по масштабам Черновцов, но и по общеевропейским масштабам. Люди, которые оставили огромный след в еврейской культуре Европы и не только. Поэтому логично, чтобы какая-то часть этого здания была отведена для экспозиции, посвященной именно кладбищу. Это здание и само кладбище как бы дополняют друг друга (я имею в виду, в случае создания здесь музея). На кладбище имеются две братские могилы, где похоронены евреи, убитые или погибшие во время войны и Холокоста. Люди, которые будут приезжать, смотреть экспозиции, также смогут посмотреть эти места массового захоронения.

Мемориал воинов, погибших в Первую мировую

Также на кладбище есть другие интересные с исторической точки зрения места. Есть небольшой мемориал, где похоронены евреи, воевавшие в первую мировую войну. Есть знаменитые люди, есть бургомистры, которые возглавляли администрацию города Черновцы, есть раввины известные, то есть еврейская элита, которая задавала тон в городе на рубеже 19-20 веков. На этом кладбище есть место, где похоронены мусульмане.  Ранее этот участок был за территорией кладбища, но оно постоянно разрасталось, и теперь это на территории кладбища. Сам этот факт тоже очень интересен, и много других интересных вещей, связанных с этим кладбищем.

Я думаю, и для города, и для музея, и для нашей еврейской общины это будет очень большим шагом вперед и важным имиджевым проектом, поскольку для города важно иметь музей Холокоста. Это говорит о моральном облике города и о памяти, которую город бережет и передает следующим поколениям, памяти о нашей непростой истории.

Для нас важно то, что мы, как музей, и его основатели, выполним обещание, которое было дано раньше представителям буковинского еврейства, которые живут в разных странах мира,  –  что будет экспозиция, посвященная Холокосту в Черновцах. И мы надеемся, что это будет место, куда будут приезжать гости из разных стран. Туристы будут изучать, знакомиться с историей еврейской общины, с непростой историей, сложной историей, историей, которую нельзя перечеркнуть, забыть, и, тем более, как-то ее игнорировать.

 

– Кто именно из известных людей похоронен на кладбище? Кого бы вы хотели представить в экспозиции, и сохранились ли их памятники?

Большинство памятников сохранилось. Людей известных очень много. Их можно условно разделить на разные группы.

Это представители культуры, представители религиозной жизни еврейской общины, это политики, которые принимали участие в местной политике буковинского масштаба, и не только. Ну, например, тот же Бенно Штраухер, который одновременно был депутатом местного парламента - ландтага, он был депутатом общеавстрийского парламента в Вене, и, кроме того, он был председателем еврейской общины. Он тут похоронен, и он имел влияние не только в Черновцах, но и в Вене.

Есть люди, которые принимали участие непосредственно в жизни общины, отвечали за то или другое направление деятельности общины, представители общинной администрации. Есть люди, которые представляли коммерцию, большие торговцы, банкиры, землевладельцы. Люди, которые были пионерами индустриализации города, которые впервые внедрили паровые двигатели, паровые котлы в промышленности, то есть разные очень интересные люди, архитекторы и т.д. Круг людей очень большой.

 

– Это было кладбищ для людей богатых, с положением, или простой человек мог быть похоронен здесь тоже?

Мацевы как произведения искусства
 

Кладбище было для всех. Без разделения на сословия или социальные группы. Дело в том, что до покупки этого участка община пользовалась другим кладбищем, более старым, которое находилось в центральной части города. Недалеко от нынешнего железнодорожного вокзала, на подъеме, слева от теперешней улицы Гагарина, было старое еврейское кладбище, которое просуществовало до 1949 года. Им община на тот момент уже не пользовалась, потому что оно было уже заполнено, то есть места не было. Но оно было кладбищем, местом, где покоились члены еврейской общины. Оно пережило войну, но уже в 1949 году советская власть и местные руководители приняли решение снести это кладбище, а его территорию передать для нужд текстильной фабрики. И, таким образом, камни с этого кладбища, надгробия были убраны. Часть из них была перенесена сюда, часть из них использована для городских нужд. Например, частью из них замостили тротуары, в частности, ступеньки на площади возле Турецкого колодца. Старшие люди помнят – ступеньки были сделаны из надгробий старого еврейского кладбища…

Но, как я уже сказал, то кладбище было уже заполнено, и поэтому община купила другой участок. Здесь хоронили не только богатых людей, хотя в центральной части, возле входа, мы видим большие, огромные, красивые памятники – это свидетельствует о том, что похоронены люди из высших слоев общества. Но есть другие части кладбища, где стоят абсолютно обычные, скромные, традиционные, как для еврейской общины, надгробия, которые свидетельствуют о том, что похоронены простые люди.

Нужно сказать, что, кроме этого здания, здесь находилось помещение, где размещалось погребальное общество Хевра Кадиша. Это общество занималось тем, что брало на себя функцию похоронить по всем правилам, по всем законам традиции человека - члена еврейской общины.

Как правило, этим пользовались люди, которые не могли себе позволить оплачивать все эти ритуальные услуги. Это общество действовало наподобие страховой компании, т.е. при жизни человек платил в кассу какой-то взнос, а потом, в случае его смерти, общество брало на себя и оплачивало все, что связано с тем, чтобы провести человека в последний путь, сделать надгробие и т.д. Понятно, что если взнос человека был не очень большим, то и надгробие было более скромным, чем у богатых людей, но, тем не менее, если вы посмотрите, все эти камни очень интересны. Они в художественном смысле очень красивые, и каждый из них отличается от другого.

Это интересно и как срез культуры еврейского народа, и как объект научного исследования. Поэтому, я думаю, в комплексе здание с музеем и кладбище дополняют друг друга. Люди, приехав сюда, смогут посмотреть целый комплекс вещей, связанных с прошлой жизнью, с прошлым еврейской общины Черновцов.

 

Когда Вы планируете начать работы, кто будет ими руководить, как это будет все выглядеть? Какие сроки?    

Ответственность, координирующую и направляющую роль по реставрации этого здания и созданию музея взяла на себя Ассоциация еврейских общин и организаций Украины (Ваад) в Киеве. Именно эта организация получила по решению городских властей Черновцов на 49 лет в пользование это здание, поэтому все работы будут вестись под контролем и под началом этой организации. Планируется уже этим летом начать строительные работы. Сейчас мы находимся на этапе согласования проектов реконструкции и реставрации этого помещения с разными ведомствами – это нужно для того, чтоб начать работы.

Если все получится, до зимы можно будет начать работы внутри помещения. По нашим подсчетам, за два года можно сделать работу по реставрации и созданию музея. Параллельно идет работа по сбору материала и т.д. Это процессы, которые идут не последовательно, а параллельно. Поэтому мы надеемся, что получится за два года создать музей. 

 

Беседовала Елена Заславская,
Фото - Е. Заславская,
Камера и монтаж – Альфия Шевченко.

В рамках программы "Зксклюзивное интервью сайта Ваада".
Апрель 2016
 

Sneakers