Иосиф Зисельс: что лично для меня означает понятие «сионизм», и в чем смысл сионистской деятельности в еврейской общине Украины
Иосиф Зисельс.
Украинское отделение Всемирной Конфедерации объединенных сионистов.
Интервью подготовлено в рамках выборов делегатов на 37-й сионистский конгресс:
https://votezion.org.ua
Шалом, добрый день. Рад возможности общения.
Прежде всего, разрешите рассказать о том движении, которое я представляю во Всемирной сионистской организации. Оно называется Всемирная конфедерация объединенных (общих) сионистов. В отличие от иных движений, у которых есть аналоги среди партий в Израиле — правых, левых, ультраправых, ультралевых, и от религиозных движений — реформистов и консерваторов, наше движение является общим движением сионистов и не имеет партийной принадлежности. Я считаю это позитивным фактором, поскольку в диаспоре очень сложно идентифицировать себя с какой-то конкретной политической партией, которая имеет отображение в Израиле, и хорошо понимать, хорошо пропагандировать те идеи, правые или левые, которые несет данная партия.
Позиция же общих сионистов: прежде всего, позволяет сосредоточиться на помощи непосредственно самому Израилю. И это помощь самому Израилю, помощь евреям в своей стране, чтобы лучше понять, что за страна Израиль, каковы ее особенности, связи между еврейскими общинами диаспоры и Израиля, каковыми им следует быть. И как вообще еврей должен думать, будучи гражданином и патриотом своей страны, где он проживает в диаспоре, какое у него отношение должно быть к Израилю, как к духовному центру еврейской цивилизации.
В общем, мы давно уже кооперируемся с этим движением — Всемирной конфедерацией общих сионистов, думаю, лет уже 25. Я когда-то познакомился с Калманом Султаником, который был руководителем этого движения. Он был уже тогда, 25 лет назад, немолодой человек. И он провел свою активную сионистскую жизнь более чем до 90 лет и до последнего дня активно участвовал в сионистском движении. Вот такая легендарная фигура в еврейском сионистском движении в Америке. Он также был вице-президентом Всемирного еврейского конгресса, то есть мы общались с ним не только по сионистским делам, но и по делам во Всемирном еврейском конгрессе.
Тогда я с удовольствием увлекся идеей сотрудничества с Конфедерацией общих сионистов. Как я уже говорил, прежде всего, в силу ее непартийности. И они нам очень помогали в различных программах и проектах, которые мы проводили здесь, и которые, прежде всего, были направлены на молодое поколение, на детские лагеря, на молодежные семинары. Их интерес к молодежи также меня очень привлекает в этом движении. Так что, Конфедерация общих сионистов во Всемирном сионистском движении — это немногочисленная организация, но такая крепкая «серединка», уверенная, и никогда не изменяет своим принципам быть вне партийности.
Следующий вопрос, который мне обозначили: что лично для меня означает понятие «сионизм» и в чем смысл сионистской деятельности в еврейской общине Украины.
Тут особых проблем нет, поскольку моя жизнь, средняя часть ее, протекла на фоне большой эмиграции, большой алии из Украины в Израиль. Я был активно задействован в процессах алии и около этого процесса в различных движениях. Еще с конца 1960–70-х годов, то есть еще в советское время. Поэтому для меня алия — это очень реальная вещь. И многие мои друзья и родственники, уезжавшие в свое время в Израиль, конечно же сохраняют эту связь со мной и мою связь с Израилем. И у меня это было на системном уровне еще с 1970-х годов, когда я большую часть своего времени уделял защите отказников, различным видам помощи отказникам, различного рода информации об отказниках, которая фигурировала в международных средствах информации об отказниках. Потом, когда наступил легальный вид движения с конца 1980-х годов, мы – Ваад Украины — первая «крышевая» еврейская организация на территории Советского союза, которая приняла в 1991 году Иерусалимскую программу. Это довольно знаменательный факт, что наше движение, которое, прежде всего, носило общинный характер, обозначило его сионистский аспект. По многим причинам: Украина и Израиль очень связаны в истории тем, что огромное количество евреев, которые проживали в Украине, участвовали в создании Государства Израиль, в обозначении и развитии его политических структур, экономических структур, армии, банковской системы. И собственно Украину можно считать одной из, прародин современного Израиля. И, естественно, что евреи Украины уже только по этому факту хорошо связаны с Израилем. Но этого мало. Потому что на самом деле Израиль, который является форпостом демократической цивилизации на Ближнем востоке, на границе между двумя цивилизациями — европейской и азиатской, он, конечно же, постоянно нуждается в поддержке. И я в этом вижу сегодняшнюю сионистскую задачу еврейской общины Украины.
Она полностью укладывается в русло идеологии общего сионизма, когда Израиль считается духовным центром всего еврейского мира и еврейской цивилизации; когда Иерусалим является непререкаемой и необсуждаемой идеей о том, что это настоящая столица: и Израиля, и всего еврейского мира. Вся диаспора должна сделать все, что от нее зависит для того, чтобы помогать Израилю. И собственно на протяжении всех лет, пока существует еврейское движение в Украине, мы считали одной из своих важнейших задач помощь государству Израиль, которая проявлялась в очень многих движениях.
Я уже не говорю том, что первой профессиональной структурой нашего движения был Комитет по репатриации. Это первая структура, и я участвовал в ее создании еще в 1990 году. Причем, она была создана во всесоюзном масштабе: около 200 консультантов в более чем 100 городах бывшего Советского союза уже в 1990 году, когда еще не работал Сохнут на нашей территории, эти люди уже несли информацию и, что очень важно, объективную информацию, а не агитацию, именно - информацию об Израиле, об условиях абсорбции в Израиле, о том, что ждет новых репатриантов. Кто помнит 1990 год, это один из самых мощных годов алии. И вот эти годы, 1989-1992, когда выехала основная масса евреев из бывшего Советского союза — конечно, очень важно было их поддержать и снабдить их полезной и объективной информацией. И это делала тогда наша структура — Комитет по репатриации. И еще до сих пор, несмотря на то, что давно уже работает Сохнут, наши консультанты активно работают в некоторых городах и нашли свою нишу.
Кроме этого, я вижу очень важную задачу общины, которая сильная, которая самодостаточная община, и это община уже страны, а не городская община, на уровне правительства, на уровне парламента лоббировать интересы Израиля. Это то, что мы делаем все эти годы независимости Украины. И надо сказать, что очень многие деятели еврейского движения принимают в этом активное участие. Я хорошо помню лоббирование конкретных интересов: и Израиля, и еврейского мира. Помню, когда готовилась Генеральная ассамблея Интерпола в Марокко и стояла очень важная задача перед всеми общинами, чтобы представители Интерпола из каждой страны проголосовали за выдачу иранских чиновников, которые обвинялись в подготовке теракта в Аргентине. И нам удалось пролоббировать такое решение от Интерпола Украины, и это решение было донесено до Генеральной ассамблеи. Это было уже лет десять назад, но, тем не менее, этот факт, хоть мы его тогда не очень афишировали, но лоббирование сработало, и Украина была в числе стран, поддержавших выдачу этих чиновников. Я уже не говорю о военных операциях, которые проводит Израиль против террористов, которые сопровождаются потом различными комиссиями, потому что большая часть левой западной интеллигенции живет мифами о нарушении прав человека на территориях, которые контролирует Израиль и во время военных операций. И каждый раз представляются такие доклады на международную арену, и мы пролоббировали, чтобы в 2008 году украинская делегация в числе всего 6 делегаций из стран мира проголосовала в пользу Израиля. Несмотря на это, доклад был все-таки принят, но сама позиция Украины в этом вопросе улучшила во много раз отношения между Украиной и Израилем. Я помню, как министр иностранных дел Израиля бросил все дела, отменил визит в Россию и прилетел в Украину. И именно благодаря этой позиции Украины были отменены визы между Израилем и Украиной. Переоценить этот факт невозможно. И с тех пор, уже на протяжении восьми лет, Украина ни разу не проголосовала на международной арене против Израиля. Я думаю, что эта задача нашей общины является одной из самых важных. И еще раз повторяю: это полностью соответствует позиции Конфедерации общих сионистов о поддержке из диаспоры страны Израиля.
Еще есть вопрос о параллелях в современной ситуации Украины и Израиля.
Я знаю, что в последние годы есть большая увлеченность сравнением этих стран и я, может быть, один из первых, кто начал сравнивать их еще намного раньше. И их политические системы, их многие аспекты исторические, но, тем не менее, надо признать, что это очень разные страны. Они находятся в разных ареалах цивилизационных, и это очень важно, что все же создавался Израиль выходцами из Восточной Европы. И это наложило на формирование идентичности жителей этой страны большое восточноевропейское влияние. С другой стороны, Израиль создавался выходцами из Северной Африки и из стран Азии, что также наложило большой отпечаток азиатский. И очень интересно, как переплавлялись эти идентичности в то, что сегодня называется израильской. Это новая идентичность, которая прежде не была известна в еврейском мире. Она отличается от западноевропейской и от восточноевропейской. С этой точки зрения тоже можно провести параллели, потому что Украина сейчас также ищет свой образ идентичности, свою политическую украинскую нацию, и эта ее раздвоенность между Евразией и Европой подсказывает возможное рождение новой украинской идентичности. Постепенно начинает побеждать точка зрения, что Украина должна быть европейской страной. Израиль тоже становится все больше европейской страной. И вот эти процессы перехода во многом азиатской идентичности к европейской, роднят Украину и Израиль и дают возможность искать параллели или даже общие акценты, сходные для двух обществ. Кроме того, есть фактические очень важные особенности: Израиль — это страна, которая фактически создалась в середине XX века, и мы не можем привести много примеров, когда на пустом месте практически было создано экономически развитое, сильное в военном отношении и демократическое государство. Украина, конечно же, это понимает, и все больше и больше в Украине есть движения в пользу того, что израильская модель является важной для Украины. Не с точки зрения подражания, а для изучения и получения полезных инициатив, которые нашли место в Израиле при построении этого государства. Хотя еще раз подчеркиваю: эти страны очень разные.
И, наконец, последний конфликт дал нам много примеров: война в Украине и война в Израиле также имеет очень много сходных черт. Это оборона против крупных террористических объединений, которые финансируются и поощряются из-за границы. И в поведении этих террористов очень много общего: несмотря на то, те — палестинские террористы, а эти — российские, но, тем не менее, в их поведении есть много общего, и такое впечатление, что и тех, и других обучали в одних центрах подготовки.
Я думаю, что помощь Израиля может быть в создании систем важных для государства в период такой локальной войны, которая сейчас происходит у нас на юго-востоке страны. Украина должна научиться жить с войной так, как Израиль за столько лет своего существования научился жить с войной. И эта война, конечно же, отбирает много сил, но, тем не менее, не мешает основной массе населения продолжать жить, работать, учиться, рожать детей, воспитывать и продолжать свое движение в будущее.
Участие в работе международных еврейских структур и интерес в этом Украины.
Евреи Украины все больше удовлетворяют свои общинные интересы самостоятельно. Часть международных организаций поддерживает восстановление еврейской жизни в Украине на протяжении последних 25 лет. И, прежде всего, для еврейской общины Украины важно, чтобы в еврейском мире была адекватная картина того, что сегодня представляет собой еврейская жизнь в Украине. Мы хотим, чтобы еврейская община Украины была достойно представлена в различных международных еврейских организациях. А поскольку сейчас речь идет о сионизме, то, прежде всего, во Всемирной сионисткой организации.
Я думаю и, более того, уверен, что евреи Украины, которым трудно идентифицировать себя с различными политическими движениями, они больше в силу своего еврейства, в силу своего происхождения, культурной ориентации, больше готовы ассоциировать себя с движением объединенных (общих) сионистов, поскольку здесь очень сложно разобраться в сложных перипетиях различных политических движений и их взаимодействии. Поэтому, естественно, я, как представитель Всемирной конфедерации объединенных (общих) сионистов, призываю голосовать за второй номер в списке, за Конфедерацию объединенных (общих) сионистов и буду всем очень благодарен, если вы проголосуете за эту организацию.