Презентация концепции комплексной мемориализации Бабьего Яра – несколько мнений ее участников
В конференц-зале Национальной академии наук Украины 20 ноября 2019 года состоялась презентация концепции комплексной мемориализации Бабьего Яра.
Данное мероприятие прошло с участием руководителей еврейских организаций и активистов еврейской общины Украины.
Также присутствовали волонтеры, корреспонденты-стажеры сайта Ваада Украины, которые приветствовали всех новоприбывших на регистрации, выдавали текст концепции и еврейские календари, когда гости уже уходили с презентации, брали у участников комментарии, занимались фото и видеосъёмкой.
Волонтеры являются студентами Таврического национального университета имени В. И. Вернадского.
Первый, у кого мне посчастливилось взять интервью, это Давид Летичевский:
— Скажите, пожалуйста, чего вы ожидаете от сегодняшнего мероприятия?
— Во-первых, мы уже давно ждем, когда все-таки появится мемориал и, поэтому, мы надеемся, что будет принято решение о его реализации.
— Как вы относитесь к данной концепции?
— Для меня главное, чтобы он был и чтобы в его создании участвовали все евреи и не только Украины, но и всего мира, этого бы мне больше всего хотелось.
Следующим гостем, у которого я взяла небольшое интервью, был Давид Торновольский:
— Я представляю Днепропетровскую областную общину, то есть, Днепропетровскую область. Город Каменское.
— Скажите, пожалуйста, что вы ждете от сегодняшней презентации?
— Плодотворной дискуссии. Этот вопрос важен не только для Украины и, поэтому, я считаю, что это должно выходить за рамки дискуссии о мемориале. Я буду выступать по этому поводу. Очень важен вопрос межнациональных отношений в Украине.
— То есть, это больше вопрос толерантности, верно?
— Не толерантности.
— Почему?
— Смотрите, толерантность — это что-то, применимое к понятиям, которые совместимы, а к понятиям, движениям, событиям, которые не совместимы, вопрос толерантности не проводится. Допустим, такое понятие, как шовинизм, относится к недопустимым в обществе вещам. Нет такого, что и те правы, и те правы. Мой вам посыл в том, что нельзя в одной стране ставить памятники и жертвам, и палачам.
— Скажите, но ведь часто бывают такие вещи, которые недопустимы, но они случаются? Часто такое бывает?
— Они случаются, но с этим надо разбираться. Есть вещи, которые нужно уничтожить. Например, фашизм должен быть уничтожен.
— В Днепропетровской области или в самом Днепре есть организации Ваада или офис?
— Нет, смотрите, Ваад — это объединение нескольких еврейских структур. Ваад был создан для взаимодействия местных еврейских организаций. Он не имеет филиалов, а работает на местах, но члены еврейских общин успешно работают над своими проектами.
Люди на этом мероприятии хоть и представители одной общины и очень часто с одной области или города, но очень отличаются друг от друга своими взглядами и, соответственно, комментариями, которые они давали корреспондентам-стажерам. Бонзарук Игорь дал свой комментарий следующим образом:
— Чего вы ожидаете от сегодняшнего мероприятия?
— Наверное, решение этой уже многолетней проблемы. Я председатель Тернопольской общины уже более десяти лет и мы никак не можем решить проблему увековечения памяти погибших. В связи с этим, хочется решения вопроса по Бабьему Яру.
— Как вы считаете, почему этот вопрос до сих пор не решен?
— На самом деле, есть целый комплекс разнообразных причин. Одной причиной тяжело дать ответ, но, мне кажется, одной из главных является нежелание власти решать этот вопрос. Во-вторых, наверняка нет объединения мыслей евреев Украины и украинских еврейских организаций.
— То есть, нет солидарности?
— Да, именно так.
— Как вы думаете, правильная ли эта концепция? Какое ваше мнение о ней?
— Я ее постарался прочитать, там 100 страниц и тяжело выбрать лишь одну из такого множества мыслей и концепций.
Были на презентации и участники из Харькова, а именно — основатель Харьковского музея Холокоста Лариса Фалеевна Воловик.
— Я из Харьковской общественной организации, являюсь основателем Харьковского музея Холокоста, которому уже 23 года.
— Почему Вам пришла идея основать этот музей?
— Начинали мы когда распалась большая страна — Советский Союз. Мы хотели увековечить память людей, погибших в Дробицком Яру. Мы собирали имена погибших. По ходу встречались с людьми, которые спасали. Собралось настолько много материалов, что я поняла, что это нельзя держать при себе. Мы работаем с общеобразовательными школами, с институтами, проводим конференции с ними. Важно помнить, что проблема Бабьего Яра не только еврейская, а всеобщая. Мне было очень приятно, когда меня пригласил Национальный исторический музей прочесть у них лекцию о Бабьем Яру и также я рассказывала о Куреневской трагедии, потому что об этом не знали.
— Были ли в вашей семье очевидцы Куреневской трагедии?
— Очевидцев нет, но, когда еще девчонкой я приезжала к тете в Киев, то попала в такую ситуацию: когда-то мне захотелось поехать на Бабий Яр посмотреть и когда я на улицах спрашивала, как проехать, на меня люди смотрели широкими испуганными глазами, ведь тогда не особо об этом говорили, ведь было Советское время все-таки.
Следующей свой комментарий дала Анна Кулишева с города Павлоград Днепропетровской области:
— Я хочу понять, как решится проблема мемориализации Бабьего Яра. Это достаточно большой вопрос даже на уровне правительства уже достаточно давно и настал тот момент, когда это должно все-таки случиться. Мы должны это помнить, например, в Днепропетровске есть Музей голокоста и мы ходим сдаем туда свои экспонаты, вещи, которые люди хотят отдать.
— В Павлограде есть какие-то памятники или места, благодаря которым люди будут помнить о этом?
— В Павлограде был концлагерь и у нас есть памятник на его месте. Его установили в память о 2400 человек, которые там погибли. Сейчас на этой территории расположен завод.
— Есть ли сейчас какие-то остатки этого концлагеря или, возможно, остались какие-то определенные корпусы? Или все переделано под завод?
— Нет, исторической части там не осталось. Мы делали записи очевидцев, которые это помнят, что, когда даже последних уничтожали, то на них и пули не потратили, ведь была огромная яма с известью и туда они бросали людей, то есть, они умирали долгой, жуткой, мучительной смертью.
После самой презентации, долгой дискуссии и обсуждений корреспонденты также опросили ее участников о их мнении и общих впечатлениях.
Все они надеются, что концепция все-таки будет реализована и верят в то, что все усилия были не зря.
Клавдия Колесникова верит в реализацию данной концепции и аргументирует это так:
— Потому что этот вопрос уже стоит на уровне государства, и эта тема очень актуальна среди ученых. Этим занимается Иосиф Зисельс. Я верю в то, что все его усилия не были напрасны.
Корреспондент-стажер сайта Ваада Украины Яна Безрукава
Фото: Е. З.