По следам евреев Лохвицы

 

Письмо в редакцию газеты «Хадашот»

Я с большим интересом прочитал в Вашей газете, в №6 (241) за июнь 2017 года очерк «Мэр Лохвицы инициирует восстановление синагоги». Мой интерес вызван не просто симпатией ко всем, кто пытается возродить еврейское наследие в Украине (мой родной город – Харьков), а ещё и особой генетической связью с Лохвицей, ибо в этом городе родились и выросли мои отец и дядя, а также их старшие сёстры.

Дело в том, что в конце ХIХ – начале ХХ века там проживали мой дед – Копелиович Меер Гиршевич (Михаил Григорьевич; 18.. – 1921) и бабушка – Элька-Моисей Менделевна (Елена Михайловна; 18.. – 1942). Дед был частным поверенным, ходатаем по делам окрестных крестьян. Он говорил по меньшей мере на трёх языках: родном идише, русском и украинском.

В этой семье всего было пятеро детей, и, насколько мне известно, девочки учились в русской гимназии, а мальчики – в русском реальном училище. Обо всём этом я рассказываю, во-первых, потому, что, хотя дед с бабушкой между собой говорили на идише, детей ориентировали – и преуспели в этом – на ассимиляцию, и, во-вторых, потому, что оба мальчика: мои отец и дядя – заняли при советской власти довольно высокое положение.

Отец – Копелиович Владимир Михайлович (1895-1986; он действительно был назван русским – или варяжским? – именем Владимир) учился в харьковском технологическом институте, участвовал – на стороне красных (правда, в мирной должности – секретаря члена Реввоенсовета Юго-Западного фронта М.К.Владимирова) – в гражданской войне. По окончании в 1923 году института, будучи к тому же членом РКП(б) с 1920 года, отец быстро продвинулся на административном поприще – в 1931 году был назначен директором только что созданного Украинского научно-исследовательского углехимического института (сокращённо УХИН) в Харькове и успешно трудился в этой должности до 1937 года.

Дядя – Копелиович Михаил Михайлович (1897-1937; при рождении был назван Моисеем) также получил высшее образование в Харькове, член партии с 1919 года, в течение ряда лет был директором харьковского учебного электротехнического института (ХЭТИ). В начале 30-х годов был переведён в Киев в связи с назначением на пост первого заместителя наркома просвещения Украины (наркомом был известный партийный деятель В.П.Затонский). Арестован в мае 1937 года и вскоре расстрелян как «враг народа». Реабилитирован в хрущёвские времена, но власти тогда врали, что дядя умер в лагере от какой-то вымышленной болезни. О подлинной дате (и «причине») его смерти стало известно только в конце 80-х годов.

Арест дяди вызвал крушение административной карьеры отца: он был исключён из партии за «потерю бдительности» с последующим снятием с должности директора УХИНа. 1 ноября 1938 года он тоже был арестован, но уже по собственному «делу», не связанному с «враждебной деятельностью» брата. Был обвинён в работе на четыре (!) разведки: американскую, французскую, польскую и германскую. (В соответствующих странах отец находился в служебных командировках.) При смене в 1939 году руководства НКВД попал в обратный бериевский поток освобождённых бывших членов партии, не успевших дать так называемые признательные показания, т.е. оговорить себя. Освобождён из следственного изолятора харьковского управления УНКВД 30 июня 1939 года, тогда же полностью реабилитирован и восстановлен в партии.

В годы Отечественной войны находился с семьёй в эвакуации на Урале, работал на Нижне-Тагильском коксохимическом заводе. Вскоре после освобождения Харькова от немецкой оккупации (23 августа 1943) был вновь назначен директором УХИНа (того, что от него осталось после оккупации) и в этой должности проработал до начала 1947 года. Вторично был смещён в ходе кампании по замене на административных должностях евреев «национальными кадрами». До перехода на пенсию (1957) продолжал трудиться в УХИНе на низовых должностях.

В последующие годы был приглашён в качестве редактора-организатора в издательскую группу многотомного «Справочника коксохимика» и эту свою работу довёл до победного конца. Насколько я знаю, этот справочник стал настольной книгой у профессиональных коксохимиков.

Вклад УХИНа и его директора в оборону страны специально отмечен в 11-томной Краткой еврейской энциклопедии, изданной в Иерусалиме (см. т.8, столбец 1253).

В конце 70-х годов отец посетил свою родину Лохвицу в надежде найти кого-либо из знавших семью Копелиовичей, но встретил там лишь одного глубокого старика (нееврея), утверждавшего, что помнит таких. Мне на родине отца и дяди побывать не довелось.

Михаил Копелиович 

 

-------------------------

Коротко о себе: Копелиович Михаил Владимирович, родился в 1937 году в Харькове, окончил политехнический институт по специальности инженер-химик. Работал в научных учреждениях Харькова и Ленинграда (куда переехал в 1966 году). В 1990 году репатриировался в Израиль. Ещё в Союзе переквалифицировался в литературного, кинокритика и публициста. Автор 4 книг, изданных в Израиле, и более 500 публикаций в периодике СССР (России), Израиля и США. Проживаю в Израиле, в городе-спутнике Иерусалима – Маале Адумим. Женат, имею сына и четырёх внуков. 14-летняя внучка очень интересуется историей семьи.

Air Max
рубрика: 
дата: