Израильское кино на 8-м Одесском Международном кинофестивале. Кадр первый. «Ни тут, ни там»

Кадр первый. «Ни тут, ни там»

Кадр из фильма «Ни тут, ни там»

Завершился ОМКФ-2017. Девять дней напряженной работы зрителей и жюри, просмотры фильмов, обсуждения и мастер-классы – все позади. Подведены итоги, и можно, озирая полную картину кинофорума, остановиться на интересующей нас теме – израильском и еврейском фестивальном кино. Но вначале о призерах кинофестиваля. Гран-при по результатам зрительского голосования получил фильм «Король бельгийцев» (совместная продукция Бельгии, Нидерланд, Болгарии). Лучший фильм Международного конкурса по версии жюри – «Лето 1993» (Испания). Призами за лучшую режиссуру и лучший актерский ансамбль отмечена грузинская лента «Моя счастливая семья». Обладателем “Золотого Дюка” в Национальном конкурсе стала украинская картина «Dixie Land».

Работа израильского режиссёра Майсалун Хамуд «Bar bahar/In Between», в русском переводе «Ни тут, ни там» (совместное производство Израиля и Франции) была отобрана в Международный конкурс ОМКФ-2017 в числе 12 картин из 911 предложенных. Несмотря на то, что лента не получила на одесском фестивале никаких наград и упоминаний жюри, она не прошла незамеченной, и когда перед объявлением победителей на церемонии закрытия показывали короткие фрагменты всех конкурсных фильмов, по силе зрительских аплодисментов стало понятно, что фильм «зацепил», не оставил одесситов и гостей фестиваля равнодушными.

Три палестинские девушки с израильским гражданством вместе снимают квартиру в центре бурного и шумного Тель-Авива. Они очень разные, но в то же время, жизнь ставит перед ними похожий выбор – как сохранить баланс между традициями и современностью, верностью и свободой, религией и гендерным равенством. Атрибуты искушений современного мира и жесткие табу традиционного религиозного жизненного уклада сталкиваются в жизни каждой из героинь. Бурлящая жизнь большого современного города, непомерное употребление алкоголя и наркотиков, гомосексуальность, желание самим решать свою судьбу и давление семейных норм, многовековые клише традиционного брака и места женщины в арабском мире – все это режиссер показала ярко и наглядно. И ясна линия «ни там» - семьям девушек тяжело, и порой просто невозможно, в силу сложившегося менталитета, принять выбор и поведение своих дочерей, сестёр, невест. А вот с линией «ни тут» - на мой взгляд не очень получилось. Подразумевалось, что ушедшие от традиционного арабского взгляда на женщину только как на покорную жену, домохозяйку и мать, героини не в полной мере приняты и израильским современным обществом. Но два крошечных эпизода с неприятием героинь – один в магазине, когда продавщица кривит губки во время примерки девушками платьев, и второй, когда одна из героинь отвечает пытающемуся ухаживать за ней коллеге-еврею, будет ли приятно его матери, если он познакомит ее с девушкой-арабкой, - этот «джентельменский» набор штампов не срабатывает. Девушки, в основном, сами формируют свою среду «тут» - это компания таких же современных, пытающими быть свободными от «традиционных ценностей» арабских юношей и девушек, и героини прекрасно вписываются в этот мир.

Важно отметить, что молодая женщина-режиссер этого фильма смогла снять свою работу благодаря поддержке известного израильского режиссера Шломи Элькабец, учителя Майсалун Хамуд. Шломи Элькабец, в соавторстве с недавно скончавшейся сестрой Ронит Элькабец, снял трилогию о праве еврейской женщины на свободу и свой выбор. Один из фильмов этой трилогии «Гет, развод Вивиан Амсалем» был с успехом показан во внеконкурсной программе 7-го Одесского международного кинофестиваля в 2016 году.

В рамках 8-го ОМКФ-2017 была проведена дискуссионная встреча с программным директором фестиваля Антельмом  Видо «О женщинах и равенстве».  Тема гендерных прав, возможности женщинам реализовать себя была рассмотрена как раз на примере израильских фильмов «Ни тут, ни там» и «Гет», а также турецкого «Мустанга». Как отметил Антельм Видо, именно на примере проблем женщин Ближнего Востока и азиатского региона наиболее наглядно видно, как остро стоит вопрос прав женщин и общественных сдвигов в принятии этих прав.

Лента «Ни тут, ни там» на Международном кинофестивале в Торонто в 2016 году получила приз жюри NETPAC, как лучший азиатский фильм. Картина также удостоена премии за лучший фильм на фестивале в Сан-Себастьяне, и двух премий на Международном кинофестивале в Хайфе. Фильм неоднозначно принят арабской общиной Израиля. Так мэрия города Умм эль-Фахм в январе 2017 призвала жителей города и всех израильских арабов его бойкотировать. В заявлении мэрии говорится, что фильм "позорит доброе имя жителей города, а также всей арабской общины". И это еще один пример, как трудно отстаивать право на новый взгляд в жизни и в искусстве.

Марина Константинова, Одесса

 

Nike React Element 87
рубрика: