"Откуда есть пошли два главных раввина". Велвл Чернин

Велвл Чернин, израильский этнограф, переводчик и литературовед, член редколлегии Иерусалимского журнала:
"Когда у нас был Храм, первосвященник был всегда один. Как правило, эта должность передавалась по наследству. Но это совсем другая история, поскольку для того, чтобы хотя бы теоретически имешь шанс стать первосвященником, надо родиться коэном. Раввинистический иудаизм построен на ином принципе. Неважно, кто были твои предки, важно, каков ты сам. Раввин должен иметь личный авторитет.
Когда первосвященников не стало, еврейскую общину возглавляли главы Синедриона, носившие титул «наси». Наси опять же был один. Эта должность тоже передавалась по наследству, но тут можно было оправдаться, что «наси» имел не только религиозный авторитет, но и светскую власть. Он носил римский титул «почетного префекта» и был частью государственной машины. В 415 г. император лишил наси Гамлиэля VI этого римского титула, а когда в 425 г. Гамлиэль умер, не оставив наследника, римляне не разрешили иудеям избрать нового наси.
С тех пор еврейскую общину Эрец-Исраэль возглавляли главы иешивы «Эрец га-цви», носившие титул «гаон». Как и наси, гаон Эрец-Исраэль был всегда один, но частью государственной машины, созданной иноземными завоевателями он не был. Должность гаона Эрец-Исраэль тоже иногда (но далеко не всегда) передавалась по наследству. Тут можно оправдаться тем, что своим огромным авторитетом иешива Эрец-Исраэль была обязана незаурядной личности Мар Зутры III, возглавившего этот институт в 520 г. Ог родился в Вавилонии, входившей в состав Империи Сосанидов, и был сыном экзиларха вавилонских евреев Мар Зутры II, чья родословная возводилась к царю Давиду. Нечего удивляться, что его потомки были гаонами Эрец-Исраэль на протяжении семи поколений.
В 1099 г. пришли крестоносцы и разрушили почти всё, что еще оставалось от еврейской жизни на Родине. В том числе институт гаонов. Последний гаон Эрец-Исраэль Эвьятар перевел иешиву в Триполи, на север Ливана, где он и умер в 1109 г. Лишь начавшие прибывать в Эрец-Исраэль в XV в. в значительных колличествах репатрианты с Пиренейского полуострова, собственно сефарды, сумели кое-что восстановить.
В 1664 г. иерусалимские раввины выбрали своим главой сефарда Моше Галанти. Ему был присвоен титул «га-ришон ле-Цион», т.е. «первый в Сионе». «Первый в Сионе» был всегда один. Это должность по наследству не передавалась, но почти всегда на нее избирался сефард. Иноземные завоеватели (в то время это были турки) официально не признавали «первых в Сионе» главами еврейской общины вплоть до 1842 г., когда га-ришон ле-цион Хаим-Авраам Гагин получил от турецких властей титул «хахам-баши», т.е. главный раввин, и официальное признание в качестве главы еврейского «милиета», т.е. этно-религиозной общины.
В XIX – начале ХХ в. в Эрец-Исраэль репатриировалось множество ашкеназим. Репатриировались и восточные евреи – персидские, бухарские, иракские, грузинские, которые не будучи сефардами в культурно-языковом смысле (на еврейско-испанском языке ладино они никогда не говорили), использовали сефардский молитвенный обряд. С ашкеназами была еще одна проблема – не будучи в своей массе османскими поданными, они считались иностранцами. А иностранец не мог быть хахам-баши. К тому же большинство новоприбывших ашкеназов были сильно европеизированы и сионистски настроены. Короче, возникло желание иметь своего собственного главного раввина – чтоб говорил на идише, разбирался в современной европейской и еврейской политике и культуре и вообще был «фун ундзерике», т.е. из наших. Поэтому после изгнания турок, когда в 1921 г. был создан Главный раввинат, получивший официальный статус у властей британской подмандатной территории Палестина, в нем с самого начала завели двух главных раввинов – сефардского и ашкеназского.
Первым главным ашкеназским раввином стал идеолог религиозного сионизма рав Авраам-Ицхак га-Коэн Кук, уроженец Российской империи. Первым главным сефардским раввином стал рав Яаков Меир. За ним и за последующими главными сефардскими раввинами сохранился старинный титул «первый в Сионе», а также пожалованное когда-то османским султаном хахам-баши право носить эффектный тюрбан и халат. Что и делается в официальных ситуациях до сих пор. Несмотря на эту преемственность по отношению к традициям османского периода, рав Яаков Меир тоже был сторонником сионизма. Сионисты считали Главный раввинат важным элементом в возрождении еврейского государства и само собой разумелось, что главные раввины Эрец-Исраэль должны быть сионистами.
Так продолжалось до 90-х годов, когда к власти пришли Рабин и Перес, подписавшие «Норвежские соглашения». Религиозные сионисты были против этих соглашений, в том числе и активно выступавшие против терриальных уступок арабам тогдашние главные раввины – рав Авраам Шапиро и рав Мордехай Элиягу (дед нынешнего министра). Левым были гораздо удобнее ультраортодоксы, и они отдали Главный раввинат им (главных раввинов избирает комиссия, в которую входят отнюдь не только раввины). В реальности раввинат оказался под контролем партии ШАС, каковая именует себя сефардской партией, но, строго говоря, таковой не является, поскольку в ней практически нет сефардов, а есть восточные евреи, именующие себя сефардами (последним главным сефардским раввином-сефардом был в 1939-1953 гг. рав Бенцион-Меир-Хай Узиэль).
Главные ашкеназские раввины, как правило, недоминантные фигуры. За прошедшие три десятилетия ультраортодоксы очистили Главный раввинат от религиозных сионистов, преднамеренно провалили все программы гиюра репатриантов, не являющихся по Галахе евреями, и сделали Главный раввинат настолько несимпатичным, что всё больше галахических евреев предпочитает, вступая в брак, не пользоваться услугами Главного раввината. Про публичные призывы к ультраортодоксам не идти в армию, неоднократно звучавшие из уст «первого в Сионе», и говорить нечего. Главный раввинат перестал решать проблемы евреев и еврейского госудаства, он их создает. А когда-то уважаемая должность главного раввина превратилась в джоб, в источник дохода и власти. Увы. А две должности главных раввинов это два очень крутых джоба. К религии и традиции это не имеет отношения. Да и культурно-языковая дистанция, существовашая между различными еврейскими субэтническими группами сто лет назад, сейчас заметно сократилось. Хватило бы и одного главного раввина. Главное, чтобы он был сионистом".


.png)

