Иосиф Зисельс – Среди подписавших наше «Обращение» нет евреев «русского мира»

Бабий Яр, сентябрь 2019

Фото  – Валерия Терехова

Вечером 3 сентября, в газете «День» было опубликовано «Обращение украинских евреев гражданскому обществу Украины», с призывом поддержать разработанный украинскими историками государственный проект комплексной мемориализации жертв Бабьего Яра.

По этому поводу мы взяли небольшой комментарий у Йосифа Зисельса – со-президента Ваада Украины, диссидента, члена наблюдательного совета Украинского Хельсинкского союза по правам человека.

 

– Иосиф, что означает «осознание себя украинскими евреями»?

– Еще 30 лет назад 1,5 млн евреев, которые жили тогда в Украине, были «советскими», что значит практически полностью лишенными знаний о своей истории, своей культуре, своих традициях, своих языках. Это была некая ассимилированная масса – часть советского народа.

Как только развалился СССР, все мы в одночасье стали евреями разных стран: Белоруссии, России, Грузии, Молдовы, Украины. Каждая из этих стран выбрала свой особый вектор развития, и еврейские общины этих стран, и мы в числе граждан этих стран, но каждый по-своему, повторили траектории этого движения и приобретали свои, особые, уже только этим странам присущие общегосударственные черты новой идентичности.

Кроме того, после распада Советского Союза еврейские общины начали активно восстанавливать свою культуру, язык, традиции, что было совершенно невозможно при советской власти, и параллельно с этим по мере принятия гражданственности, формировалось самоосознание себя гражданами и евреями Украины.

Так из советских евреев мы превратились в евреев Украины – постепенно часть общины все больше и больше идентифицировали себя с тем вектором, который наша страна выбрала в историческом процессе своего развития, а именно: демократической, независимой, самостоятельной, экономически активной, сильной в военном отношении, такой же, как и страны, которые по общему мнению, считаются частью цивилизованного мира, как, например, Франция, Германия, Польша, Бельгия.

И те члены еврейской общины, которые идентифицируют себя именно с такой Украиной и реагируют на различные вызовы, которые все время появляются перед нашей страной за эти тридцать  лет;
которые не представляют для себя возможности возвращения в Советский Союз или присоединения к России;
которые всеми способами пытаются способствовать становлению новой, европейской страны, которые стояли на Майдане или пошли в добровольческие батальоны для того, а также в волонтерское движение, чтобы защищать именно европейскую Украину – это и есть те, кто подписал это письмо.

Среди подписавших «Обращение» нет так называемых евреев «русского мира», – тех, кому комфортно жить при авторитарной власти, в условиях ограничения прав и свобод.

Среди подписавших «Обращение» есть граждане Израиля. Америки, Канады, Австралии, Польши, Нидерландов – они сочувствуют и верят в будущее Украины, в новый вектор украинского развития. Они всячески помогали в более сложные времена: во время Майдана, когда начиналась война. Например, в Израиле больше 10 тысяч человек создали интернет-сообщество «Israel Support Ukraine» – вот о ком мы говорим.

Любой человек, который еще не определил для себя устраивающий его вектор движения, также не определил, хочет он жить в Украине или нет – не входит в это сообщество.

В него входят только те, которые однозначно считают, что Украина двигается в цивилизованный мир, в Европу, и это направление единственно правильное. Вот этих людей мы и считаем украинскими евреями, их становится все больше и больше.

В основном это представители более молодого поколения. Среди пожилых людей, чье детство и юность прошло при СССР, их не так много. 

 

–Есть ли какие-то принципиальные отличия от подобных писем и обращений?

– Это письмо отличается от предыдущих обращений тем, что оно не просто от граждан, а именно от украинских евреев, взгляды которых я обозначил перед этим. И оно не направлено ни представителям власти, ни президенту, ни премьеру, ни мэру. Адресат – гражданское общество Украины. И в самом письме четко прописано – почему мы это делаем – потому что мы, которые подписали это письмо, уверены в том, что нынешняя власть не хочет реально помочь реализации украинского проекта. 

 

– Что послужило поводом для такого письма, и почему именно сейчас оно появилось?

– Что касается повода, то это ответ на то, что президент Зеленский, на встрече с представителями наблюдательного совета российского проекта мемориализации жертв Бабьего Яра, одобрил проект, навязанный из России.

Два месяца ранее более 750 представителей украинской интеллигенции написали президенту личное письмо с просьбой поддержать украинский проект. В ответ пришла формальная отписка из офиса президента. Сам он никак не откликнулся.

 

– Какой реакции Вы ожидаете от тех, к кому обращаетесь? 

– Мы надеемся на реакцию гражданского общества. Гражданское общество Украины – это не просто люди с украинскими паспортами, а люди, занимающие активную, осознанную, продуманную проукраинскую позицию. Они стараются сделать все от них зависящее, чтобы Украина как национально-демократическое государство двигалась в Европу.  Это приблизительно 7-8 млн человек на всю страну.

 

 – Вы полагаете, гражданское общество повлияет на решение президента? Они же в меньшинстве…

 – Если что-то и может заставить этого президента и любого другого президента или премьера перейти к активным действиям, то только гражданское общество. Оно в меньшинстве по отношению к  гражданам, имеющим украинские паспорта, но оно в большинстве по отношению к тем, кто занимает активную антиукраинскую позицию. У нас проукраински активных граждан значительно больше, чем настроенных антиукраински. 

 

 – При каких условиях стало бы возможным объединение двух проектов – российского и украинского, и возможно ли это в принципе? 

 – Я эту идею предложил еще два года назад, выступая на комитете по правам человека Верховной Рады Украины, когда шло слушание этого российского проекта. Именно я первый предложил идею компромисса – объединить два проекта. С тех пор, все наши предложения в эту сторону не заканчивались ничем. Российские бизнесмены не хотят общего проекта. Они хотят создать то, что они хотят, и ни с кем делиться этим не собираются. Но я уверен, что проект не будет реализован в таком виде, как они его задумали, потому что этого не допустит гражданское общество. 

 

– Связан ли выход этого письма с предстоящим еврейским форумом, который состоится он-лайн через несколько дней. Партнером форума является проект мемориала в Бабьем Яру, против которого Вы выступаете? 

– Нет, это никак не связано с форумом – мы о нем ничего не знали, когда готовили проект письма.

– 29 сентября очередная годовщина трагедии Бабьего Яра. Как Вам кажется, сделали ли в администрации президента выводы после прошлогоднего скандала? Придет ли президент в Бабий Яр в этом году? 

 – Я не знаю, что входит в планы президента. Скорее всего придет. Вопрос в том, когда и куда. Раньше президенты приходили именно 29 сентября и к советскому памятнику, все без исключения. А представители еврейской общины Киева приходят к памятнику в еврейскую дату, которая отличается от 29 сентября – это канун судного дня – Йом Кипур. Это разные даты и разные мероприятия. Учитывая то, что у нашего нынешнего президента есть какие-то еврейские корни, может быть, он решит почтить память погибших и в еврейскую дату тоже.  

 – Большое Вам спасибо! 

 

Беседовала – Алина Шененко,

Редактор – Елена Заславская.

В рамках проекта «Эксклюзивное интервью сайта Ваада»