В Хмельницком и Гвардейске состоялись митинги-реквиемы в память о Проскуровском погроме

Митинг-молебен в с. Гвардийское

В городе Хмельницком и поселке Гвардейское состоялись митинги-молебны и был проведен круглый стол, посвященный памяти Проскуровского еврейского погрома. Ниже - статья Галины Скрипник, менеджера ХБФ «Хесед Бешт».

Еврейские погромы: большой стыд человечества

Вся еврейская история изобилует трагическими событиями. Почему к народу, который так много сделал для развития человечества, существует большое предубеждение и, очевидно, на роду ему было написано страдать и безвинно погибать.

15-16 февраля 1919 года в Проскурове произошла трагедия, унесшая жизни около 1600 евреев. Это был один из самых кровавых погромов в Украине. В исторической литературе жуткая событие получило название Просковская кровавая баня. Недавно мы отметили 100-летие той драмы.

Позорное слово «погром» в неизмененном виде вошло в большинство европейских языков. Особое распространение еврейские погромы приобрели в Российской империи в 19 - начале 20 века, когда смертоносной бациллой антисемитизма были поражены практически все уголки Украины. Украина превратилась в юдоль плача и безграничного горя. Известия, поступавшие из мест, где жили и переживало за свою жизнь иудейское население, были полны отчаяния. Заброшенные судьбой в глухие уголки, люди оказались в полной беспомощности, чувствовали себя абсолютно беззащитными.

Провозглашались высокие немеркнущие лозунги о свободе, равенстве и братстве, о мирном сожительстве всех народов, равно подавлялись самодержавием и наравне страдали от его самодурства. В то же время в городах и городках происходили циничные погромные акции, жилье и имущество евреев безжалостно разорялись, люди были отданы на растерзание насилия, разрушения и пожаров. Вооруженные банды расправлялись с далеким от политики мирным еврейским населением, которое то полностью олицетворяло и буржуев, и социалистов, и виновников разрухи.

Проскуровский еврейский погром, совершенный силами верных Директории войск, стал самым кровопролитным и жестоким, возможно, за всю историю погромов. Как-то сразу христиане забыли евангельское слово, которое гласит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите благо тем, кто ненавидит вас и молитесь за обижающих вас». Но разве евреи были кому-то врагами? Нет, наоборот.

 По переписи населения от 1913 с 40000 жителей Проскурова более 20 000, или 51,5 процента, были иудеями. По сути, это было еврейский город. Евреи сделали весомый вклад в духовное, культурное и экономическое развитие города, построили немало предприятий и дали работу как для еврейского, так и для христианского населения, платили большие налоги, которые позволяли городу развиваться. Два мира - иудейский и христианский - мирно сосуществовали, взаимно обогащали и дополняли друг друга.

Но разве это аргумент, когда ищут виновных? Однако основным обвинением было то, что часть евреев поддержала новый большевистский режим. Можно с полным правом сказать, что среди украинцев, поляков и русских было еще больше тех, кто хотел смены власти. Однако за все сполна рассчитались только евреи.

Массовая кровавая расправа в Проскурове длилась двое суток, единичные погромы были и последующие дни. Дома евреев и улицы были залиты кровью. Утром 17 февраля на кладбище съехались многочисленные подводы с телами замученных. Похороны длились два дня, сиротами остались 960 детей ...

Малый Холокост (историки еще и так называют Проскуровский погром) заставил вздрогнуть мир. Но у нас скорбное событие длительное время замалчивалась. И все же даже в том информационном вакууме, который существовал некоторое время, в еврейский семьях знали о погроме изнутри, по семейным историям.

Кто же был зачинщиком, виновником и непосредственным исполнителем той ужасной кровавой акции?

Митинг-реквием в г. Хмельницком

В 1919 году шла гражданская война. Учитывая стратегическое значение проскуровского железнодорожного узла, в городе была сосредоточено большое количество войск Директории. В начале февраля в город вошла запорожская казачья бригада Ивана Семесенко и третий гайдамацкий полк, печально известный своими еврейскими погромами. Обстановка становилась все напряженнее. Город охранялось милицией, которая подчинялась коменданту Киверчуку, который вместе с атаманом Семесенко нашли повод для расправы над евреями. Им послужил вооруженное выступление, совершенное против Директории. Попытка большевистского переворота была быстро подавлена. После нее атаман Иван Семесенко устроил пышную застолье, на котором выступил и рассказал о тяжелом положении Украины и отметил, что наиболее опасный враг украинского народа - евреи, поэтому призвал казаков и гайдамаков, вдумайтесь, вырезать все еврейское население для ... спасения Украины!

В тот же субботнего утра начался настоящий армагеддон. Посланники ада группами по 5-15 человек заходили в дома с саблями наголо и зверски убивали всех, кто там был. Ужасные тени метались от дома к дому. Пьяные от крови отряды бандитов несли смерть и увечья в каждую еврейскую дом.

А 18 февраля началось уничтожение невинного мирного населения в городе Фельштын (ныне - с. Гвардейское Хмельницкого района), там те же банды громил также «погуляли» от души. Фельштынский резня - это эпизод Проскуровского погрома, его продолжение.

В конце 19 - начале 20 века в Фельштыне проживало 3500 жителей, из них около двух тысяч евреев. Это было типичное еврейское местечко. Еврейский Фельштын занимал весь сегодняшний центр Гвардейского. В те времена жители городка занимались в основном торговлей и мелкими ремеслами. До тех пор евреи очень мирно уживались с украинцами, поляками, русскими. Они ходили друг к другу в гости на праздники, обменивались гостинцами. По субботам, когда евреи отдыхали от работы, ярмарки проводили христиане, по воскресеньям - наоборот, христиане отдыхали, а евреи торговали. Торжище в Фельдштейне, на котором продавались домашний скот и птица, славился на всю округу.

Когда после Проскуровской резни Фельштынские евреи поняли, что им не избежать расправы, они стали прятаться кто куда мог: в погреба, на чердаки ... Многие хотели убежать из города, но его плотным кольцом окружила охрана, приглашенная начальником милиции из с. Поречье. Утром 18 февраля после сигнального рожка гайдамаки организовано начали свои зверства. Расправа продолжалась несколько часов. Дома евреев и улицы были залиты кровью, тела растерзанных лежали под открытым небом. Сразу были убиты 485 человек и искалечены 180, из них потом больше ста умерло от ран. Итак, всего погибло около 600 человек. Это почти треть еврейского населения Фельштын.

Читатель спросит: а где же была Проскуривска власть, почему она допустила такие зверства? Узнав о погроме, городской комиссар Таранович связался по телефону с Директорией и командующим фронтом, доложил обстановку и потребовал пресечь погром. Командующий приказал Семесенко немедленно прекратить кровавую расправу.

В то грозное время на защиту невинных людей выступили украинский патриот, деятель земской управы и председатель местной «Просвещения» Трофим Верхола (он назвал погром позором для Украины), мэр Проскурова, поляк по национальности Николай Сикора. Для них дни 15-16 февраля 1919 стали чрезвычайно тяжелым испытанием. Они всеми средствами пытались предупредить погромную акцию. М. В. Сикора созвал экстренное заседание городской думы. Исчерпав все возможности, лично ходил в атамана просить милости к евреям.

Еврейский народ заслуженно называет праведником протодиакона Проскуровского кафедрального собора Климента Васильевича Качуровского (кстати, выходца из Фельштына), который до последнего вздоха остался верен христианскому долгу. С началом погрома он прятал евреев, именем Господа отчаянно и героически пытался остановить бесчинства. При этом получил смертельную травму, сиротами остались трое малолетних детей Качуровского. С безграничной благодарностью еврейская община вспоминает чиновника уездного суда Леона Биенко, который прятал евреев и поплатился за это жизнью; врача Сергея Николаевича Полозова, который, подвергая смертельной опасности членов своей семьи, передерживал в доме и спас от гибели несколько десятков евреев.

Когда резня перекинулась на Фельштын, много местных христиан в знак добрососедства согласилось прятать евреев в себя. В понедельник вечером перед погромом жена священника, не уведомив об этом мужа, забрала группу евреев к своему хлева. Она кормила их и прятала до окончания погрома. Таким образом эта благородная христианка спасла тридцать душ.

Рассказывают, что некий солдат провел семью евреев на их же чердак, накрыл их ряднами, а сам стоял на улице и говорил солдатам, проходили мимо, что он осмотрел дом, там нет никого. Семья была спасена.

Были жители, которые оказывали приют евреям за плату, но надо понимать, что они рисковали жизнью. Укрывая евреев в подвале своего дома, одна из христианок стояла на улице и говорила солдатам, здесь не евреев. Другие местные жители переодевали евреев в свою одежду и перевозили их в другие села. Какой-то мужчина вытащил маленькую девочку из кучи соломы и спрятал ее в своем доме. Других детей люди потихоньку забирали в крестьянских «безопасных домов». Было, что местные жители хоронили евреев в лесах за плату и приходили за ними после окончания разбоя.

Этих и многих других людей высокого благородства с большим уважением вспоминают как в православных храмах, так и в иудейских синагогах.

Инициатор погрома Семесенко ненадолго пережил своих жертв. Весной 1920 года он был расстрелян.

Круглый стол по теме Проскуровского погрома

От той ужасной трагедии прошло 100 лет. Для истории - это миг. Для нас, людей, - значимый промежуток времени. Но мы ничего не забыли и никогда не забудем.

Члены еврейской религиозной общины и работники благотворительного фонда «Хесед Бешт» всегда передавать историческую истину тех времен, наш несмолкающий боль новым поколениям. С тем, чтобы подобное не повторилось никогда, ни с одним народом.

Так исторически сложилось, что у еврейского народа долгое время не было своего государства, и ему, чтобы выжить, нужно было всегда приспосабливаться к условиям проживания в рассеянии, постоянно учиться, перенимать опыт других, примерить на себя взгляды среды и быт. Казалось бы, сохраниться в таких условиях как народ не раствориться среди других было невозможно. Однако в том-то и феномен еврейского народа: он выжил несмотря на все гонения, сохранил свою аутентичность. У евреев есть один секрет: с молоком матери они впитывают особую культуру воспитания, знания и понимание, что весь народ Израиля - это единое целое, он существует лишь в постоянной заботе друг о друге, как о самом себе. Именно этот принцип провозгласил праотец Авраам. Давайте объединяться и в дальнейшем: и в печали, и в радости.

 

FASHION NEWS