9-ый Одесский международный кинофестиваль. Израиль в фокусе кино. Часть первая
Завершился 9-ый Одесский международный кинофестиваль – ОМКФ 2018. Позади девять ярких дней, наполненных конкурсными и внеконкурсными показами, обсуждениями, мастер-классами, общением с актерами, режиссерами и продюсерами. В этом году в конкурсной программе был фильм, затрагивающий проблемы израильского общества, и вопросы палестино-израильских отношений – «Важиб». Картина заявлена, как палестинская в копродукции с Францией, Колумбией, Германией, Норвегией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами. По результатам зрительского голосования на Одесском кинофестивале эта лента режиссера Аннемари Жасир получила третье место. Бытовая история о семейных взаимоотношениях, "приправленная" конфликтом отца -"конформиста", и сына, позиционирующего себя как борца за свободу, правда, при этом постоянно проживающего в Риме, на мой взгляд, украшена хорошей актерской работой Мухаммада Бакри.
Внеконкурсная программа ОМКФ 2018 – настоящее раздолье для любителей и ценителей израильского кино. Во второй день кинофорума в рубрике «Фестиваль фестивалей» зрители познакомились с фильмом «Фокстрот» (режиссёр Сэмюэль Маоз, Израиль в копродукции с Германией, Францией, Швейцарией). Эта лента получила «Серебряного льва» - Ґран-при Венецианского МКФ-2017. Фильм талантливый, с прекрасными актерскими работами, но с такими странными "акцентами", переворачивающими "с ног на голову" представления о причинах и следствиях, справедливости, жестокости и гуманизме. Трагедия главного героя Михаэля Фельдмана, потерявшего сыны Йонатана, убитого при исполнении воинского долга, постепенно превращается в трагифарс. Особенно, когда мы узнаем, что случилась бюрократическая ошибка, погиб не этот, а другой Йонатан Фельдман, а сын главного героя, в то время, как его отец сходит с ума от отчаянья, несет скучную рутинную службу на блокпосте в пустыне. В фильме есть сюжетный поворот, который вызвал бурную полемику между израильским министром культуры и спорта Мири Регев и создателями картины. Регев назвала фильм «результатом самобичевания и сотрудничества с антиизраильскими сценаристами». В ответ режиссёр фильма Сэмуэль Маоз сказал: «Если я критикую место, в котором я живу, то только потому, что мне есть до этого дело. Я делаю это, потому что хочу защитить его. Я делаю это из любви к этому месту». Меня же не покидала мысль о том, другом, действительно погибшем Йонатане Фельдмане, и о том горе, которое переживает его семья, потерявшая сына в этой бесконечной войне.
В этот же день в рубрике «Сериалы» режиссер Юваль Шафферман представила первые три серии своей работы «На спектре». Это комедийный сериал о друзьях, проживающих под одной крышей съемной квартиры. Героям под тридцать лет, у каждого есть свои проблемные вопросы, связанные с расстройствами аутистического характера. Юмор сериала подчас горький, весьма своеобразный, показывает отношение друзей к семье, работе, партнерству, сексу, социальным условностям, позволяет героям и зрителям с юмором посмотреть на себя со стороны.
В следующих частях обзора я продолжу рассказ об израильском кино на Одесском кинофестивале. А пока об итогах конкурсной программы, подведенных 21 июля на церемонии закрытия. Британская актриса, специальный гость 9-го ОМКФ Жаклин Биссет отмечена «Золотым Дюком» за вклад в киноискусство. Главный приз фестиваля – Гран-при по итогам зрительского голосования вручен фильму «Хрусталь» (режиссер Дарья Жук, копродукция Беларуси, Германии, США и России). В номинации «Лучшая актерская работа» победил Виктор Полстер, фильм «Девушка» (Бельгия). Лучшим режиссером назван Бабис Макридис за фильм «Жаль» (Греция, Польша). Эта же лента единодушно признана жюри лучшим фильмом фестиваля в международной программе. Жюри Национального конкурса наградило лучший украинский короткометражный фильм «В радости, и только в радости», режиссер Марина Рощина. «Золотой Дюк» за полнометражный фильм Национальной конкурсной программы вручен «Дельте» Александра Течинского. Обладательницей «Дюка» за лучшую актерскую работу в Национальном конкурсе стала Анастасия Пустовит, фильм «Когда падают деревья», режиссер Марыся Никитюк. В категории «Лучшая режиссерская работа» победила Тоня Ноябрева, фильм «Герой моего времени».
Марина Константинова, Одесса
『アディダス』に分類された記事一覧