В Киеве пройдет встреча с актером и режиссёром, почетным президентом театра «Идишпиль» Шмуэлем Ацмоном
В Музее Шолом-Алейхема в Киеве состояится творческая встреча с актером и режиссёром, почетным президентом театра «Идишпиль» Шмуэлем Ацмоном (Ізраиль).
Мероприятие начнется 17 июля в 17-00.
----------------------
Шмуэль Ацмон-Вирцер родился в 1929 году в польском городе Билгорай в семье религиозных сионистов, говоривших на идиш и на иврите. В годы Холокоста судьба забросила его, ребенка, уже успевшего испытать ужасы нацистского режима, в Сибирь и Восточную Азию. После войны Шмуэль возвращается в Польшу, затем странствует по Европе и, в конце концов, достигает берегов Италии. Семнадцатилетним юношей записывается добровольцем в ПАЛИН, а после образования государства Израиль вступает в ряды ЦАХАЛа. Во время Войны за независимость принимает участие в боевых действиях.
В 1949 году, после демобилизации, поступает в студию при театре "Охель", откуда начинает свое восхождение на израильские театральные подмостки, выступая в самых разнообразных амплуа.
В 1953 году Ацмона-Вирцера приглашают в труппу молодых актеров национального театра "Габима". За 25 лет плодотворной деятельности он исполнил множество ролей, наиболее яркие из которых - Алеша в спектакле "Братья Карамазовы" по одноименному роману Ф. Достоевского, Журналист в "Безмолвных евреях" Э. Визеля, Монсара в "Заложниках" Э. Роблеса, Отец в спектакле "Кровавая свадьба" по пьесе Ф. Гарсиа Лорки.
Несмотря на успех в таких ведущих театрах как "Охель" и "Габима", Ацмона-Вирцера все более притягивает своей оригинальностью и нестандартностью авангардный театр.
В 1958 году совместно с группой молодых актеров он создает первый в Израиле авангардный театр "Завит", в котором работает одновременно художественным руководителем и директором. Под руководством Ацмона-Вирцера театр "Завит" стал настоящим событием израильской театральной сцены 60-х.
Как художественный руководитель, Ацмон-Вирцер выбирает для постановок авангардные пьесы, написанные в середине ХХ века. Авангард, ставший центральным направлением в европейских театрах, на израильской сцене в то время еще не нашел своего выражения.
Именно в театре "Завит" впервые в Израиле были поставлены пьесы Жана-Поля Сартра, Уго Бетти, Тенесси Уильямса, Павла Когоута, Славомира Мрожека и Бертольта Брехта. Наряду с произведениями этих авторов, театр ставил спектакли по пьесам Йегуды Амихая, Амицура Илана, Нафтали Йавина, Моше Шамира, Эфраима Кишона и Аарона Мегеда.
За время своей деятельности в театре "Завит" Шмуэль Ацмон-Вирцер был дважды удостоен престижных стипендий. В 1962 году Фонд Форда предоставил ему возможность годичного обучения в студии Ли Страсберга. В 1968 году фонд ЮНЕСКО выделил средства для прохождения курсов повышения квалификации в театрах Великобритании и Франции. По возвращении в Израиль Ацмон-Вирцер был приглашен вместе со всей труппой в национальный театр "Габима", где проработал 25 лет в качестве ведущего актера и режиссера.
В 1969 году по инициативе мэрии Тель-Авива и министерства просвещения и культуры Ацмон-Вирцер создает "Мастерскую отечественной пьесы", предоставившую сцену для дебютных постановок молодых драматургов. В "Мастерской" начали свой путь в искусстве Шуламит Лапид, Моти Авербух, Ицхак Горен, Арье Хэн, Йосеф Монди.
Несмотря на любовь к авангарду и предпочтение, отдаваемое произведениям на иврите, Ацмон-Вирцер принимает приглашение знаменитого комика Шимона Джигана выступить в качестве режиссера шести пьес на идиш. В процессе работы глубже знакомится с культурой идиш, поступает в Тель-авивский университет, где изучает литературу идиш, и по окончании учебы получает степень бакалавра.
Сотрудничество с Шимоном Джиганом помогает Ацмону-Вирцеру в полной мере понять красоту и богатство родного языка. Совместно с Шмуэлем Роденски и Шмуэлем Сегалом создает "Трио Шмуликов", прославившееся незабываемой концертной программой "Маленькие люди" по произведениям Шолом-Алейхема под редакцией Элиягу Гольдберга. За 15 лет трио выступило более 750 раз, неизменно вызывая восторг публики - как в Израиле, так и за рубежом.
Идея создания театра с богатым репертуаром пьес на идиш, овладевшая Ацмоном-Вирцером, нашла отклик и поддержку в лице тогдашнего мэра Тель-Авива Шломо Лахата ("Чича"), работников министерства культуры и просвещения, а также среди представителей израильской экономики и общественных деятелей. Первым спектаклем театра "Идишпиль", открывшегося в конце 1988 года, стала постановка пьесы Шолом-Алейхема "Трудно быть евреем". Со времени основания театр дал более 90 различных представлений, 27 раз участвовал в международных театральных фестивалях перед сотнями тысяч зрителей, родным языком которых является идиш, - в Лондоне, Париже, Берлине, Варшаве, Киеве, Москве, Нью-Йорке.
В 1993 году Ацмон-Вирцер выступает с инициативой проведения конференции "День идиш в Кнессете". В ходе конференции неоднократно подчеркивалась важность культурного наследия языка идиш в современной жизни Израиля, и в итоге был принят закон "О сохранении языка идиш" и учрежден "Государственный комитет культуры идиш", основателем и зам. председателя которого стал Ацмон-Вирцер.
В 2003 году по его инициативе театр "Идишпиль" совместно с Комиссией по еврейским материальным искам к Германии организовал проект "Театр хэсэд" (Благотворительный театр). В рамках проекта небольшие группы актеров театра дают представления в домах престарелых и гериатрических центрах по всей стране для пожилых людей, не имеющих возможности посещать театр. Эти спектакли неизменно приносят радость носителям языка идиш, выжившим в Холокосте, о чем свидетельствуют многочисленные письма с выражением благодарности и признательности.
Во время второй ливанской войны и операции "Литой свинец" Ацмон-Вирцер с группой актеров давал многочисленные представления в бомбоубежищах на севере и на юге страны, стараясь принести хотя бы немного света и радости пожилым людям в то тревожное время.
Ацмон-Вирцер, ребенком переживший Холокост, ежегодно в День памяти жертв Катастрофы представляет вместе с актерами театра "Идишпиль" новые театральные произведения на идиш. Он также является членом международного совета "Яд ва-Шем" и регулярно дает спектакли за рубежом в память об уничтоженном еврействе Европы. Так, в 1992 году в рамках Первого международного фестиваля еврейской музыки в Вильнюсе он принял участие в премьере "Кантилории" композитора Иосифа Дорфмана.
В сентябре 2006 на церемонии памяти жертв расстрела в Бабьем Яру Ацмон-Вирцер читал на идиш и иврите отрывок из поэмы Е.Евтушенко "Бабий Яр". В 2010 году выступил режиссером телевизионной трансляции церемонии в честь 65-летия освобождения узников Освенцима, на которой присутствовали главы европейских стран, президенты Израиля и Польши, представители правительства России. За трансляцией следили 200 миллионов телезрителей.
В настоящее время Шмуэль Ацмон-Вирцер ведет годичный курс "Современный театр идиш в Израиле", организованный Центром изучения идиш им. Рене Коста на базе университета им. Бар-Илана.
Шмуэль Ацмон-Вирцер удостоен многочисленных званий и наград, в числе которых:
• 1983 Премия Шайбера в области литературы и искусства за вклад в дело развития израильского театра.
• 1984 Премия Меира Маргалита за развитие театрального искусства.
• 2000 Премия Фонда Лернера "Мифаль хаим".
• 2004 Премия Израильского театра "Мифаль хаим".
• 2005 Орден "Почетный житель Тель-Авива".
• 2007 Звание "Почетного доктора" Академического колледжа Нетании за основание театра идиш и вклад в дело возрождения языка идиш.
• 2010 Приз Синематек Иерушалаим в рамках Недели еврейского кино за вклад в израильскую культуру.
• 2011 Орден организации "Львы Израиля" за вклад в развитие театра.
• 2012 Медаль Фонда социальной помощи пострадавшим в Холокосте за вклад в развитие израильской культуры и искусства.
• 2013 Шмуэль Ацмон-Вирцер удостоен звания "Почетного доктора" университета им. Бар- Илана за вклад в развитие языка и культуры идиш.
В свои 83 года Шмуэль Ацмон-Вирцер полон энергии и новых идей. Рассматривая себя в качестве посланника еврейского народа, он считает всю свою творческую деятельность на культурном поприще вкладом в коллективную память евреев. Его цель - возродить уникальный язык во всей красочной полноте и разнообразии его метафор, юмора и сочных выражений, не встречающихся ни в одном другом языке - язык, на котором говорили, творили, играли и пели миллионы евреев на протяжении тысячи лет, достигший пика своего развития в ХХ веке. Ацмон-Вирцер убежден, что наилучшим местом, где идиш может раскрыться перед публикой во всем своем блеске и великолепии, является театральная сцена. Именно там, в остроумной, смешной, душераздирающей прозе, волнующей сердце поэзии и глубоко человечных образах оживает целый мир - яркий, интересный и полный жизни, мир, растаявший в дыму нацистских печей, мир, бывший частью культуры, которую пытались, но так и не смогли уничтожить.