В Иерусалиме будет улица имени Юрия Штерна
Мэр столицы Израиля Нир Баркат открыл 21 октября в торжественной обстановке улицу имени Юрия Штерна, который был депутатом Кнессета от партии НДИ.
Церемония состоялась в воскресенье в 16 часов в иерусалимском квартале Писгат-Зеев в районе улицы Рахмилевич. На церемонии выступили помимо Барката, министр иностранных дел Авигдор Либерман и вдова Юрий Штерна Лена.
Юрий Лейбишевич Штерн родился в 1949 году в Москве. В возрасте 29 лет стал кандидатом экономических наук. Занимался сионистской деятельностью, изучал иврит, находился в отказе. В 1979 году он репатриировался с семьей в Израиль.
В 1996 году был избран в Кнессет от партии новых репатриантов «Исраэль ба-алия». Затем он стал депутатом Кнессета от партии НДИ. Помогал очень многим, практически всем, кто к нему обращался с просьбами. Он запомнился этим, а также деятельностью за целостность Эрец-Исраэль.
Юрий Штерн скончался в Иерусалиме от тяжелейшей болезни.
Источник: ZMAN.com
------------------------------------
ЮРИЙ ШТЕРН
О роли русских евреев
(из выступления на учредительном съезде Всемирного конгресса русскоязычного еврейства 1 июля 2002 года в Москве)
По моему глубокому убеждению, у русских евреев есть совершенно особые качества, особое предназначение, особая миссия в современной еврейской истории. Община, как и любой человек, не следующий своему предназначению, не выполняющий своей миссии, предает себя. Поэтому возможность выполнить то, что возложено на нас историей, это также и ответственность, обязанность.
Без особого преувеличения можно сказать, что Государство Израиль — это проект русского еврейства. Интеллектуальная и идеологическая работа по созданию государства, практическая организация и наиболее масштабные социально-экономические проекты осуществлялись именно русскими евреями. Трагедия, которая произошла с еврейским народом вообще и с русскими евреями, в частности, в октябре 1917 года, имела в этом плане особенно разрушительные последствия. Основной резервуар сионизма, то есть основная масса русского еврейства, оказавшаяся на территории Советского Союза, оказалась отрезанной от своего авангарда, «заброшенного» в Палестину, а также от огромной диаспоры русско-еврейских иммигрантов, осевших в Северной Америке и Западной Европе.
Сегодня эта связь восстановилась, и мы способны вернуть себе утраченную историческую инициативу.
На мой взгляд, историческая значимость нашей общины определяется тремя основными качествами. Во-первых, присущим русским евреям «имперским мышлением», во-вторых, тем, что евреи СССР остались к началу 90-х годов единственными в еврейской диаспоре (то есть вне Израиля) носителями индустриальной культуры и индустриальных профессий. В-третьих, если существует на свете живая еврейская солидарность, не виртуальная, не сугубо идейная, а та, что зиждется на человеческих контактах, на простых семейных или дружеских связях, та, которая лет 50 назад еще существовала среди евреев европейских, расселившихся частью в Северной Америке, частью оказавшихся в Израиле, то сегодня она в наиболее чистом виде проявляется среди Русских евреев, разбросанных по десяткам стран последними волнами эмиграции. У евреев бывшего СССР эти связи между собой и связи с Израилем носят абсолютно конкретный, личный
характер — качество, утерянное в основном, к примеру, американскими евреями. На любых собраниях американских евреев всегда возникает вопрос об утрате еврейской молодежью, третьим поколением после Катастрофы, элементарного знакомства, духовной и личностной связи с Израилем. Для всех нас, евреев из СССР/СНГ, подобной проблемы нет, и это весьма положительный фактор.
Остановлюсь подробнее на этих отличительных качествах русскоязычной общины Израиля.
Одно из важнейших сущностных противоречий израильской жизни — это разрыв между амбициями и возможностями евреев как великого народа с глобальной сферой обитания и глобальным мышлением, с одной стороны, и с другой — малостью и провинциальностью территории и, соответственно, ресурсов и возможностей, которые отведены нам Богом и историей для нашего национального суверенного существования. Эта страна должна стать национальным домом и дать возможность самореализоваться народу, который вполне заслуженно гордится длинным перечнем нобелевских лауреатов, выдающихся шахматистов и музыкантов. Почему же на родине, в Израиле, этот список гениев и лауреатов оказывается намного короче? Потому что имеется существенная разница между этнической группой, тонкой прослойкой, которая теоретически вся может состоять, скажем, из скрипачей и шахматистов, и народом, который должен пахать, сеять, убирать мусор, работать на фабриках и заводах и, между прочим, воевать. Суверенная нация — это совершенно иное состояние и иное распределение национальной энергии, чем национальное меньшинство в диаспоре. И, кроме того, создать возможности для выращивания нобелевских лауреатов и музыкальных гениев на Ближнем Востоке, в нашей пересеченной местности, между пустыней и скалами намного труднее, чем добиться того же в готовой инфраструктуре и в условиях многовековой культурной традиции России, Европы и Северной Америки. Поэтому нашей национальной сверхзадачей является развитие Израиля как сверхдержавы вопреки данности, в которой наше государство строится. И эта задача решаема, вопреки любым стандартным расчетам и прогнозам. Не только сегодня, но и с самого начала своего формирования Государство Израиль по многим культурным, научным и экономическим параметрам опровергает эту данность. Занесите в компьютер все то, что у нас есть, а главное — чего нет (воды, земли, энергетических ресурсов, мирных соседей), и вы никогда не получите прогноз, который включил бы Израиль в число 20—25 самых развитых государств.
Но конфликт между малостью, провинциальностью и, главное, готовностью принять эти характеристики как факт и смириться с ними на уровне мышления политического, экономического, чиновничьего и мегаломанией еврейских амбиций продолжается и остается критически важным для будущего нашей страны. Израиль не может существовать как ближневосточная, пусть даже технически развитая провинция.
Израиль не только сможет существовать, но и выстоит против любой угрозы, если будет продолжать развиваться в направлении создания «малой сверхдержавы». Никто не ощущает этот конфликт так остро и не принимает его так близко к сердцу, как русские евреи. Возьмите обычного израильтянина или, скажем, американского или французского еврея — их, в большинстве своем, вопрос о том, почему у них нет чемпиона мира по шахматам, вообще не волнует. А вот русских евреев этот вопрос зачастую лишает сна и покоя, становится причиной истерически-негативно- го отношения к израильской действительности, в которой они видят не то, что есть, а то, чего в ней нет. Они не довольствуются тем, что у нас вполне пристойный балетный и оперный театр, но переживают, что нет своего Большого или Мариинского. Мы не удовлетворяемся тем, что есть. Мы уже вкусили от райских яблок высоких достижений, и это лишило нас интеллектуальной и психологической непритязательности, позволяющей удовлетворяться достижениями среднего уровня.
Именно русское еврейство изначально выводило сионизм за пределы достижимого. Я уверен, что если бы Петр, он же Пинхас Рутенберг, не приехал в свое время из России, то на речке Иордан никогда не была бы построена электростанция. Но он наверняка мыслил масштабами Волги и великих рек Сибири, как Новомей- ский — создатель промышленного комплекса на Мертвом море — и создатели грандиозных и дерзких для своего времени социальных проектов, таких как Гистадрут и кибуцы. Они были российскими мечтателями еврейского происхождения и делали вещи, которые не описаны в книгах, а если и описаны, то под заголовком «Этого не может быть никогда». Но у них было свое видение, они вообще летали над поверхностью израильской земли и Действовали в привычных для них российских измерениях, не сообразуясь с действительными масштабами.
Я уверен, что этот подход — несогласие с малостью и провинциальностью — способен превратить Израиль в еврейскую страну в подлинном смысле этого понятия, в страну, в которой можно жить, и получить Нобелевскую премию по физике, и стать чемпионом мира по шахматам, и быть музыкантом мирового уровня, не уезжая для этого в Америку или Европу.
К особенностям менталитета относится также профессио- нально-образовательный профиль современного русскоязычного еврейства. Сегодня на Западе еврей-инженер является редкостью, потому что типичные еврейские профессии — это адвокат, врач, бизнесмен. Советские же евреи не столько по своей доброй, сколько по государственной злой воле в массовом порядке обучались на инженеров и научно-технических работников. В 90-е годы они оказались основным резервом пополнения инженерно-тех- нических кадров Израиля, и их прибытие в нашу страну позволило израильской промышленности совершить качественный скачок. Квалификация бывших советских евреев, в том числе тех, кто живет вне Израиля, их индустриальная выучка и технократический подход к решению любых задач являются сегодня важнейшим фактором формирования будущего научного и экономического облика еврейского государства.
И наконец, о еврейской солидарности.
Евреи «советского происхождения» составляют около 10% еврейского населения диаспоры. Русскоязычные евреи представляют собой значительную и растущую экономическую и политическую силу, по крайней мере, в двух десятках стран: в республиках бывшего СССР, в Германии, США, Канаде и, вполне возможно, в Австралии. Это — база для консолидации вокруг Израиля мощного международного лобби. Сегодня потенциал этого лобби еще не полностью осознан и очень слабо использован, поскольку не созданы механизмы и конкретные организационные и идеологические рамки объединения разрозненных иммигрантских групп и общин.
Для того чтобы использовать эти возможности, чтобы выполнить нашу общую историческую миссию, нужно в первую очередь объединить ресурсы, усилия, скоординировать действия. Но, кроме всего перечисленного, русским евреям для самореализации не хватает во многих случаях еще одного свойства — их еврейского измерения. Поэтому в начавшемся в последнее время процессе объединения русско-еврейских общин мира мы должны одной из центральных задач считать реставрацию еврейского начала, возрождение собственно еврейской образованности, ощущения своей еврейской принадлежности в среде наших бывших и нынешних соотечественников. Слишком часто энциклопедические знания и феноменальная начитанность сочетаются в нашей среде с полным невежеством во всем, что касается собственно еврейства. Это, на мой взгляд, один из фундаментальных недостатков, не преодолев который нынешнее поколение русских евреев не сможет полноценно участвовать в мировой еврейской и израильской жизни.
Юрий Штерн
Air Jordan Release Dates Calendar
рубрика:
год месяц: