Хата Тевье Молочника находится в селе под Киевом
Хата еврея Тевеля из украинского села Забирье в 1977 году (ул. Загородная, 4).
Жители села гордятся, что забирский еврей Тевель и его жена Энн Гольда (Гудя) стали прототипами рассказов и пьесы "Тевье-Молочник" классика еврейской литературы Шолом-Алейхема.
Тевель переехал в Забирье из соседнего села Глеваха примерно в 1873 году и поселился сначала на западном, бедняцком конце села - на Сухаривщине.
Вспоминая Тевеля, старожилы рассказывали, что он был, как и в пьесе, крепкий, сильный и очень смелый человек. Хотя жил Тевель очень бедно, у него был конь и хорошая телега, прочнее обычных крестьянские телеги. Зарабатывал Тевель тем, что перевозил грузы дачникам в дачном поселке возле станции Боярка.
Неизвестно, что произошло, но вдруг Тевель (совсем как в рассказе "Счастье привалило") разбогател: построил в центре села, как раз напротив кабачка еврея Элика, балаган, то есть длинный сарай для заезда на ночь нагруженных телег чумаков и гиштаков. При этом балагане он открыл лавку, в которой торговала главным образом жена Гудя. Очень скоро Тевель приобрел еще и трех очень хороших коров и стал возить молоко на продажу дачникам в Боярку. Там его и встретил Шолом Алейхем, который любил приезжать отдыхать в ту местность.
После 1900 Тевель построил себе новый дом и лавку уже на третьем месте. Там этот дом стоит и сейчас, почти не изменив своего вида.
С Тевелем дружил А. П. Сова, когда умерла Тевелева женщина Гудя, возил его в Глеваху свататься к "новой Гуди", а затем оба они в Игнативку к раввину - венчаться. Он был свидетелем того, как во время еврейских погромов несколько забирских крестьян во главе с Г. Совой приходили "убивать Тевеля". Это было 1905 года, именно так, как описано у Шолом-Алейхема: "Тевель, мы пришли тебя бить, потому что теперь ваших везде бьют. Только мы не знаем, надо совсем тебя убить, или достаточно побить стекла в лавке .. . ". В. Орищенко, которая работала тогда няней внуков Тевеля, рассказала, что впоследствии офицер, который жил в то время в Заборье, уговорил Тевеля, на всякий случай, на некоторое время уехать из деревни. 1912 уже совсем старый Тевель перебрался в Киев на Демиевку к своему зятю который имел 60 лошадей и обслуживал ими конку (трамвай на конском ходу) - собирал на рельсах и вывозил навоз. Было у него два сына - Лейб и Арон, и две дочери - Маня и Эстерка. Последняя вышла замуж и переехала жить в село Игнатовка (в рассказах Шолом Алейхема - Ванатовка).
Хату свою Тевель продал Я. М. Шрайберу, который на протяжении двадцати лет хранил ее без изменений - в память о Тевеле, как прототипе рассказов Шолом Алейхема. Старожилы вспоминают, что "с Янкелем всякий дружил". Он был активным членом забирской сельскохозяйственной артели "Хлебороб" и работал в Забирье 50 (!) лет кузнецом (1883-1933). Я. Шрайбер трагически погиб, зарублен ночью во время субботней молитвы топором грабителя за бочку огурцов. Вот у Шрайбера как раз и было семеро детей: Арон, Хава, Мал-ка, Ента, Лиза, Сруель и Боря, которые в рассказах Шолом-Алейхема описаны, как дочери Тевеля. Вот так другой забирский еврей Янкель Шрайбер со своими дочерьми влился в литературный образ Тевье-молочника.
Источник: http://ka-journal.livejournal.com
От редакции: село Забирье находится в 4 км от жд станции Боярка и, соответсвенно, села Боярка.