М. Дорфман: Я отмечаю память о тех легендарных временах, когда все было ясно — кто свой, а кто фашист, кто друг, а кто враг
9 мая в Ташкенте
Русскоязычные в Израиле по разному реагируют на отказ президента Израиля Руби Ривлина поехать в Москву для участия в параде, посвященном 70-летию победы над фашистской Германией. Я не знаю, кто тут прав, и какая дипломатия верная. Будь я президентом, я бы поехал отметить эту дату в Ташкент — мусульманский город, который спас от Холокоста и приютил миллион евреев.
Шимон Перес наверняка бы поехал в Москву. Его поколению были важны отношения с Россией. Они еще помнили не только, откуда сами вышли, но и откуда вышел сионизм. Для потомственного ликудника Руби Ривлина и его поколения СССР и Россия (это были и до сих пор для многих синонимы) – уже был только враг, основной поставщик оружия которым воевали против Израиля. Ривлин большую часть карьеры посвятил иерусалимскому футбольному клубу «Бейтар» и вообще всю жизнь был болельщиком. Однако я хорошо помню его идущего по Тель-Авив в восторженной толпе, высыпавшей на улицы после того, как тель-авивское «Маккаби» победило ЦСКА в полуфинале на кубок Европы по баскетболу в 1977. ЦСКА тогда отказалось принять израильскую команду в Москве, и приехать в Израиль. Играли где-то в Бельгии.
То было небывалое в Израиле шествие. Миллионная ликующая толпа прошла по городу. Люди пели, танцевали, прыгали в фонтаны, переворачивали автомашины, словно израильтяне победили всю ненавистную тогда Советскую армию. Так, что я думаю, что могу понять симпатии президента. Очевидно, в деле отказа поехать в Москву рулили не эмоции, а большая политика и дипломатия. И еще внутренняя политика.
Основную ношу в победе над фашизмом вынесли народы Советского Союза. 10 лет назад. В легендарном сейчас 1995 году представители посольств России, Украины и Белоруссии вместе путешествовали по Израилю, и награждали ветеранов и тех, кто их поддерживает памятными знаками и медалями в честь 50-летия Победы. У меня были хорошие отношения с ветеранскими организациями, и меня тоже включили в список всех трех посольств. Так бедные ветеранские организации выражали благодарность тем, кто им помогал.
Четверть века прошло с тех пор, как распался союз нерушимый республик свободных, который «сплотила навеки великая Русь». Так что отмечать День победы израильскому президенту вовсе не обязательно в Москве. Можно и в Киеве, и в Минске, и в Тбилиси или Баку. Все эти народы внесли свой вклад в победу над нацизмом. А может быть и не надо никуда ездить а пойти в один из многочисленных клубов ветеранов ВОВ в Израиле, почтить один из мемориалов, поставленных ими по всей стране. Ветераны ВОВ борются в Израиле с двойным отчуждением В СССР вклад евресйкого народа в дело победы замалчивался, а в Израиле они тоже не стали частью национального нарратива.
Когда дело касается СССР, коллективная израильская память старается исключить даже такие бесспорные факты, как решающая дипломатическая и военная поддержка, оказанная СССР Израилю в самое тяжелое время Войны за независимость — и даже вклад советских добровольцев и военных советников в победу в той войне. А ведь в вооруженных силах новосозданного Еврейского государства в составе корпуса МАХАЛ (аббревиатура Митнадвей хуц лаарец иностранные добровольцы на иврите) воевало несколько сот “добровольцев” из СССР, в основном офицеров-евреев, специально демобилизованных для этого из Советской Армии. Они оказали решающий вклад в создание израильской артиллерии и бронетанковых войск. На официальном сайте МАХАЛ, созданном при содействии Министерства обороны Израиля, много рассказывается об индийских и британских добровольцах-летчиках, об американских ветеранах-евреях, воевавших в Войну за независимость. И среди прочих национальностей, буквально одним словом упомянуты советские добровольцы. Я специально интересовался этим вопросом в открытых публикациях Министерства обороны. Даже неохотное признание неудобного факта, что израильские Военно-Морские силы были созданы в Италии при личной поддержке Муссолини в 1930 году, получить легче, чем материалы о добровольцах из СССР. Память о них осталась в личных воспоминаниях и фрагментарных упоминаниях старых тель-авивских газет.
Замечательная книга Светы Роберман “Память в эмиграции: Солдаты Красной армии в Израиле” поднимает все эти вопросы.
Однако, будь я президентом Израиля, я бы встретил 70-летие победы в Ташкенте – мусульманском городе, который спас от Холокоста и приютил миллион евреев. Об этом у нас говорят очень мало. Бывший посол Узбекистана в Израиле Рустам Исаев как-то привез документальный фильм «Город, который спас миллион евреев». Он пытался устроить просмотры, приглашал официальных лиц, но его просто игнорировали. Помню, он привел фильм в Беэр-Шеву, на заранее договоренный просмотр с участием тогдашнего мэра города Яакова Тернера. Мэр не явился, и расстроенный посол много раз переспрашивал инициатора встречи поэта Илью Войтовецкого, а действительно ли предупредили. Я тогда слил историю в «Маарив», и получился небольшой дипломатический скандал. Посол тогда сказал мне, что это типичная история.
Как я ни пытался, но никогда не чувствовал День победы своим праздником. День победы сейчас, это когда в интернете демонстрируют фото людей в сталинских мундирах. А мне нечего демонстрировать — люди в таких мундирах пришли и забрали моего деда с бабушкой в первую же неделю советской оккупации их городка, когда СССР и нацистская Германия были союзниками и делили Европу между собой. Моего прадеда Аарона убили в гетто в 1941 за то, что еврей, а деда Менделя убили в Степлаге в 1942 за то, что буржуазный элемент. С их точки зрения между победителем и побежденным нет никакой разницы.
В этот день я задавался вопросом «А что мы отмечаем?» Ведь победители живут хуже побежденных. Победители, и не только русские и украинцы, но и американцы с британцами, куда хуже социально защищены, чем побежденные немцы и японцы.
История Второй мировой войны, написанная победителями, сейчас уже не так однозначна, как когда-то. Вошла в обиход история с точки зрения побежденных. Японский нарратив гласит, что Япония — жертва американского империализма, отрезавшего ее источники снабжения и вынудившего воевать. Историки задаются вопросом, а стоило ли Великобритании ввязываться в ту войну, (как и Первую мировую). Ведь в результате она потеряла статус великой державы. СССР больше нет, а его преемники потеряли большинство из завоеванного в ходе войны.
Тихой сапой немцы возвращаются в Силезию, Судеты, Клайпеду и Калининград. Становится ясно, что в мире после Холокоста этнические чистки больше не работают. В мире упорно реабилитируется фашизм. Неофашисты появились на улицах Западной и Восточной Европы, России, США и даже Израиля. Становится ясна тяжелая цена послевоенного мира. Недаром в Америке этот день не отмечается широко, и даже в России приходится принимать законы, защищающие прежде незыблемый нарратив Великой Отечественной Войны.
Так все же — что я отмечаю в этот день? Я отмечаю память о тех легендарных временах, когда все было ясно — кто свой, а кто фашист, кто друг, а кто враг, кто победитель, а кто побежденный, где добро, а где зло. Мы живем в совершенно другом мире. Те времена безвозвратно прошли, и хорошо, что прошли. И не дай нам Бог той ясности и простоты, которые были тогда. И в этом главный смысл победы народов над фашизмом.
Михаэль Дорфман
Источник: https://lamerkhav.wordpress.com
تخفيضات