Вячеслав Лихачев: Своих фашистов не бывает
Вячеслав Лихачев
Герои на фронте, угроза в тылу
Симпатизирующие «Азову» футбольные фанаты после матча
Российская агрессия привела не только к оккупации территории, экономическим трудностям, жертвам, разрушениям, человеческим трагедиям, появлению двух миллионов вынужденных переселенцев. Она, безусловно, сильно повлияла на внутренние процессы в украинском обществе. Какие-то изменения можно было бы расценивать даже как позитивные, если б не цена, которой они оплачены. Такие явления, как активизация гражданского общества, волонтерское движение, феномен добровольчества на фронте, консолидация нации в целом вряд ли получили бы такой размах, если б не внешняя угроза. Другие процессы могут восприниматься неоднозначно, особенно сторонним наблюдателем, однако они очевидно носят вынужденный характер и понятны в контексте отчаянной борьбы за независимость, государственный суверенитет и территориальную целостность, которую ведет страна. Некоторые же тенденции в обществе носят однозначно негативный характер, но воспринимаются в сегодняшней ситуации совсем иначе, нежели в довоенной Украине. Среди таких явлений – общественная легитимация праворадикальной риторики и некоторая даже популярность национал-экстремистских групп.
Существуют полярные оценки места ультранационалистов в сегодняшнем украинском обществе. В кремлевской пропаганде, как известно, роль «неонацистов» гиперболизируется. Вполне естественно, что, увлекаясь полемикой с дискурсом условного «киселева», легко дойти до отрицания их существования в Украине вообще. Но даже если абстрагироваться от пропагандистских крайностей, возможны различные оценки. С одной стороны, ультраправые, за редкими индивидуальными исключениями, выступили на выборах всех уровней просто с позорным результатом. Особенно разительно выглядит их провал, если вспомнить об успехе «Свободы» во времена Януковича. Как только в украинском обществе перестал действовать фактор внутреннего напряжения, вызванного противостоянием с авторитарной диктатурой, сторонники возвращения пятой графы в паспорт оказались никому не интересны. Однако, с другой стороны, малоизвестные ранее маргинальные уличные группировки, использующие прямо расистскую риторику и неонацистскую символику, завоевали относительно широкую поддержку, представ перед обществом в новой роли – героев-защитников. Самый яркий пример – Андрей Билецкий. Мужественный образ командира легендарного «Азова» известен всем. При этом о его неонацистском прошлом помнят немногие, а большинство предпочитает не знать, не верить или просто не обращать внимание на то, что этот человек собирается возглавить «священный крестовый поход Белой расы против возглавляемого семитами недочеловечества». Даже откровенные провокаторы из «Братства» Дмитрия Корчинского в героическом ореоле участников АТО становятся народными депутатами.
Камуфляж и берцы автоматически заставляют относиться с уважением или как минимум с пониманием к тому, что говорит и делает оснащенное этими атрибутами тело. До войны молодчики с неонацистским «волчьим крюком» на рукавах и знаменах вызывали у прохожих в лучшем случае недоумение, и были вынуждены отрабатывать мелкий прайс на политтехнологических провокационных кампаниях типа «Геть усiх!» или показательных беспорядках типа драки с милицией у здания СБУ. Сегодня использующий ту же символику Социал-национальной ассамблеи (СНА) Гражданский корпус «Азов» активно развивается в регионах, его представителей, не стесняющихся выкладывать в социальных сетях свои фотографии со вскинутой правой рукой, приглашают детям рассказывать в школах о патриотизме. Ветераны АТО пользуются в обществе значительным моральным авторитетом – еще бы, ведь они сами, по зову сердца, добровольно пошли проливать кровь за родину.
Между тем, жаба чудесным образом не превратилась в принцессу. Неонацисты и уголовники, возвращаясь с фронта, к сожалению, не становятся приличными людьми только в силу участия в боевых действиях. Более того, даже без оглядки на кремлевскую пропаганду (Бог с ней, она все равно найдет, о чем соврать), а исходя исключительно из потребностей и проблем самого украинского общества очевидно – эта зараза вредна нам самим.
Приведу только несколько примеров всплеска того деструктивного потенциала, который несет ультраправая угроза украинскому обществу.
«Наш основной враг – жид!»
Одним из важных элементов нелепого спектакля «Третий Майдан», разыгранного в центре столицы 18–20 февраля, в годовщину драматических событий Украинской революции, была антисемитская риторика.
Напомню, что несколько маргинальных группировок, нагло претендовавших на то, чтобы говорить от имени «добровольцев АТО», провели ряд провокационных мероприятий, лейтмотивом которых было выражение недоверия действующей власти. 20 февраля, в ходе импровизированного этими силами митинга под стелой на Майдане Незалежности некий неизвестный оратор читал стихи, заканчивавшиеся троекратным призывом «смерть жидам!».
На следующий день заявленное организаторами «Вече», впрочем, совсем немногочисленное, несмотря на привлечение оплачиваемой массовки, просто переросло в антисемитский шабаш. Так, один из выступавших заявил, что еврейский национальный характер может исправить только виселица. Другой оратор призывал избирать власть по «национально-пропорциональному признаку», «и тогда мы перестанем быть гоями, быдлом». Еще один народный трибун заявил, что главный враг – это «жиды, захватившие власть». «Кто наш основной враг?», спрашивал он, обращаясь к аудитории, и сам отвечал: «Жид!».
Сменявшие друг друга ораторы не производили впечатление сознательных провокаторов. Нелепые мятые невменяемые люди, по всей видимости, от всего сердца артикулировали свою фрустрацию в антисемитских категориях. Понятно, что помимо циничных «почасовиков», подобное мероприятие никого, кроме городских сумасшедших и не могло привлечь. Однако неприятное чувство от кощунственного словоблудия остается. Два года назад на этом месте среди других украинских патриотов, отдавших жизнь за лучшее свободное будущее страны были и трое евреев. Антисемитские речи на Майдане в годовщину расстрела – это надругательство над их памятью.
Основными организаторами «Третьего Майдана» были Революционные правые силы (РПС) и Коалиция участников Оранжевой революции (КУПР). Последняя давно получила известность как группа, на протяжении десятилетия выполнявшая политтехнологические заказы и участвовавшая в протестах на коммерческой основе – например, затрудняя работу (для дальнейшего шантажа) киевских застройщиков. РПС – новая политическая сила, о создании которой было объявлено буквально три месяца назад. В нее вошли небольшие группы, отколовшиеся от «Правого сектора», участники расистской группировки «Белый молот» (также известной преступной и коммерчески-хулиганской деятельностью), ряд ультраправых активистов и участников добровольческого движения, пользующихся как минимум неоднозначной репутацией.
Кстати, после учредительного съезда РПС, в годовщину начала Революции достоинства в ноябре 2015 г., активисты этой силы провели митинг, громко названный «вече». КУПР выступал официальным организатором мероприятия. И, конечно, тогда со сцены тоже кликушествовали антисемиты. Один из них в своей речи заявил, что «хватит терпеть эту власть во главе с президентом Вайцманом, спикером Гройсманом и прочей жидовской швалью», и посетовал на то, что «мы, украинцы», «всякий раз ведемся, как стало баранов». Другой выступающий сказал, что ему «такой президент, извините, жидовский, не нужен». Еще один оратор предупредил собравшихся о серьезной угрозе: «Идет война. Страшная война. Мировой сионизм хочет переселить на Украину весь Израиль, весь! И все к этому готовится. Вся эта война – для того, чтобы взять и переселить сюда Израиль. Поймите это! Это их задача. И кровь наших сыновей ничего для них не стоит!»
Думаю, не надо объяснять, что антисемитский бред «революционных правых» не только оскорбителен – он опасен. В стране, дорогой ценой отстоявшей свое право занять достойное место в семье цивилизованных народов, на политой кровью центральной площади такие выступления просто не имеют права звучать.
«Пам’ятай, чужинець!»
Антисемитизм – фобия достаточно экзотическая. Пугать мировым сионизмом, стремящимся переселить весь Израиль в Украину, могут только явно невменяемые персонажи с трудной судьбой. Общественной симпатии так не завоюешь, актив не мобилизуешь. Впрочем, довольно очевидно, что тандем КУПР – РПС и не ставил перед собой такую задачу, имитируя протесты и бесчинства ровно для того, чтобы создать неприглядную «картинку» в «телевизоре».
Антисемитизм – фобия достаточно экзотическая. Пугать мировым сионизмом, стремящимся переселить весь Израиль в Украину, могут только явно невменяемые персонажи с трудной судьбой.
У политических сил, претендующих на реальное общественное влияние, есть более актуальные темы. Что может быть лучше старого доброго изнасилования несовершеннолетней «чужаками»? Особенно на фоне новостей из Европы, вульгарно и недобросовестно пересказываемых отечественными СМИ и социальными сетями в угоду распространенным в массовом сознании фобиям. Идеальный сюжет, так легко будоражащий воображение обывателя и так эффективно мобилизующий неравнодушную молодежь в высоких шнурованных ботинках.
История, случившаяся в конце прошлого года в Ивано-Франковске и получившая свое продолжение в Тернополе, действительно неприятна. О ее фактической канве до окончания следствия сложно что-либо утверждать наверняка. Однозначно можно сказать только то, что несколько иностранных студентов, обучавшихся в Ивано-Франковске, имели интимные отношения с местными несовершеннолетними девушками, и этот факт вызвал значительное возмущение в обществе. В процессе юные особы перекочевали в Тернополь, где многочисленные физические контакты продолжились, что объясняет «межрегиональный» резонанс. Насколько можно судить, все происходило с взаимного согласия, и иностранцы утверждают, что не могли догадываться о возрасте пассий. Впрочем, речь идет о материях столь сложных и деликатных, что я воздержусь от субъективных суждений о сути дела. В любом случае, похоже, что как минимум состав преступления «развращение малолетних» в действиях подозреваемых был.
Однако открытие уголовного производства и начало следствия не закрыло вопрос, а только стимулировало дальнейшую кампанию, принявшую откровенно расистский характер. Разумеется, «обеспокоенная общественность» с ультраправой идеологией моментально стала обвинять иностранных «насильников» в «развращении украинской молодежи», а правоохранительные органы – в бездействии. Святая борьба за нравственность и против «проклятых черных педофилов» объединила весь местный ультраправый актив.
Так, 15 февраля в Тернополе «Марш чести» против «бесчинств иностранцев» провели «Правый сектор», «Сокол» (молодежная организация «Свободы»), «Тризуб», Гражданский корпус «Азов», Автономные националисты и ряд других группировок. Отпечатанные по этому поводу листовки готическим шрифтом призывали «чужинцев» помнить, что тут «хозяин украинец». На официальных страничках местных организаций «Азова» и «Правого сектора» публиковались откровенно шовинистические тексты. Так, одно стихотворное произведение, написанное специально по этому поводу, начиналось с утверждения, что «снова черная кровь наполняет белую расу». Не могу отказать себе в удовольствии пространной цитаты: «Мы своих родных в плен не продаем,/ Ни жидам, ни черным попрошайкам,/ В белых рядах на стражу нации идем,/ Мы – достойная защита нашим дочкам и женщинам!».
По сути, обвиняя всех иностранных студентов в «разврате», ультраправые активисты в камуфляже и с пиротехникой закончили свой марш у общежитий, где «провели профилактические беседы», как изящно было сказано в пресс-релизе. Ранее аналогичный марш прошел в Ивано-Франковске.
Следует отметить, что администрация вузов и правоохранительные органы, видимо, напуганные общественным резонансом, практически капитулировали перед расистами. Прокуроры отчитываются перед участниками марша о ходе следствия, а ректоры пускают их в здание университета для проведения «воспитательных бесед» со студентами «для предотвращения подобных случаев в будущем».
По неофициальной информации, с конца прошлого года в вечернее время у общежитий стали происходить нападения на иностранцев, отличающихся своей внешностью. К сожалению, не могу подтвердить эти сообщения документально, поскольку в милицию пострадавшие боятся обращаться, что, собственно, не удивительно, с учетом контекста. «Пам’ятай, чужинець, тут господар – українець».
«Ты хочешь просыпаться под крики муэдзина?»
Еще один ксенофобский скандал, произошедший в феврале, связан с «Азовом». На его сайте было опубликовано получившее широкий резонанс исламо- и татарофобское заявление. Вынужденные переселенцы из числа крымских татар были названы в нем «мигрантами», занимающимися «активной пропагандой своих религиозных верований». Поводом для заявления стало, цитирую саму же пресс-службу «Азова», «лоббирование идеи строительства мечети» во Львове. Между тем, просвещает аудиторию автор текста с красноречивым, хотя и несколько неуклюжим заголовком «Начало исламской экспансии Львова», «каждый верующий мусульманин вместе со своей религией несет особенности ближневосточной цивилизации». «Для Львова, как для средоточия христианских конфессий, подобное культурное посягательство оскорбительно», утверждается в заявлении. «Ты хочешь просыпаться под крики муэдзина?», вопрошал ранее плакат, подписанный от имени движения «Патриот Украины», ставшего основой для «Азова».
Ксенофобное отношение «Азова» к крымским татарам для многих стало неожиданностью. Ведь «азовцы» вместе со сторонниками Меджлиса крымскотатарского народа были активными участниками т.н. «гражданской блокады» Крыма! Некоторых заявление настолько удивило, что они стали отрицать его аутентичность. Журналист Айдер Муждабаев не поленился связаться с пресс-службой «Азова». Там не только подтвердили аутентичность заявления, но и разъяснили идеологию участия активистов в блокаде оккупированного полуострова: «Мы выступаем за то, чтобы Крым был украинским, а не татарским. Мы не за татар там выступаем».
Ксенофобное отношение «Азова» к крымским татарам для многих стало неожиданностью.
Ведь «азовцы» вместе со сторонниками Меджлиса крымскотатарского народа были активными участниками т.н. «гражданской блокады» Крыма!
Удивление «внезапной» татарофобией «Азова» можно объяснить только недопустимо короткой памятью украинского социума.
Поскольку я занимаюсь мониторингом ксенофобии и ультраправой активности в Украине уже больше десяти лет, вспомню одну характерную историю.
В ночь на 31 июля 2011 года в ходе драки из-за девушки в баре села Геническая горка (курортный пригород Геническа Херсонской области) находящийся в состоянии алкогольного опьянения 22-летний активист движения «Патриот Украины» Алексей Паршаков ударом ножа в сердце убил 18-летнего молодого человека. Еще одному 20-летнему молодому человеку А. Паршаков нанес резаные ножевые ранения грудной клетки. Сбросив окровавленную одежду, убийца пытался скрыться в направлении моря, но был задержан по горячим следам. В ходе задержания он оказывал сопротивление сотрудникам милиции.
Сразу после пьяной драки в пригороде Геническа ультраправые из «Патриота Украины» и СНА (по сути, два названия использовала одна и та же группировка) встали на защиту убийцы. По их утверждению, он защищал 16-летнего подростка, которого избивали крымские татары за то, что тот, в свою очередь, вступился за девушку, к которой оные «татары» приставали. Справедливости ради стоит отметить, что на местном геническом Интернет-форуме утверждалось, что и убитый, и получивший ножевые ранения – этнические украинцы, и конфликт не носил этнического характера. Однако, каковы бы ни были его причины, с легкой руки ультраправых пропагандистов он стал восприниматься обществом именно так. Этническая маркировка жертв легко позволила ультраправым не только оправдывать убийцу, но и прославлять его.
Андрей Билецкий, на тот момент – лидер «Патриота Украины» и СНА, по горячим следам прокомментировал инцидент следующим образом:
«Алексей наш побратим, член нашей Организации, активист Социал-Национальной Асамблеи. Мы не бросим Алексея в беде. Организация сделает все возможное, чтоб защитить Алексея и его семью не только от украинского кривосудия, но и от обнаглевших незваных гостей – татар. Сейчас формируется отряд добровольцев, которые вскоре отправится в Геническ для восстановления национальной справедливости. Для нас Алексей Паршаков – герой, который, не испугавшись численного перевеса инородцев, стал на защиту детей от татарских незваных гостей».
За убийство и попытку убийства А.Паршаков в декабре 2011 г. был приговорен к 13 годам лишения свободы. Ультраправые организовали шумную кампанию в поддержку «узника совести» и «политзаключенного». На волне тотального недоверия общества к власти вообще и украинскому правосудию – в частности, А. Паршаков легко стал для многих жертвой репрессий – наряду с другими неонацистскими активистами из СНА, включая самого А. Билецкого и т.н. «васильковских террористов».
Конечно, по сравнению с откровенностью А. Билецкого пять лет назад то, что сегодня «Азов» всего лишь называет крымских татар «мигрантами», по крайней мере, в официальных заявлениях, конечно, выглядит как некоторый прогресс. Однако очевидно, что подобная позиция раскалывает Украину не менее, а может быть даже более эффективно, чем любые сознательные пророссийские агенты влияния.
Не союзники и даже не попутчики
Описанные истории – это не только последние характерные примеры. Совокупность подобных сюжетов формирует серьезно угрожающую украинскому обществу тенденцию.
Спекулируя на имидже защитников отечества, ультраправые упорно продвигают свою повестку дня. И встречают значительно меньше сопротивления, чем заслуживали бы. Мне представляется, что необходимо с предельной четкостью осознавать: никакие подвиги на войне, реальные или мнимые, никому не дают права сеять ненависть в нашем обществе так же, как не дают права убивать, заниматься рэкетом или устраивать стрельбу посреди города.
Антидемократические, авторитарные и шовинистические ценности национал-радикалов противоположны выбору, которое украинцы сделали на Майдане, и за который так дорого заплатили. Для того, чтобы построить идеальное общество ультраправых, нужно просто сдаться Путину. «За поребриком» давно функционирует система, максимально похожая на сладкий сон «борцов с режимом внутренней оккупации Вальцмана». В общем, неудивительно, что, судя по информации СБУ, российские спецслужбы находит агентов в среде украинских ультраправых. Впрочем, я не сторонник конспирологии. Мне кажется, не так уж важно, на самом деле, является ли тот или иной конкретный персонаж предателем и сознательным врагом Украины, либо же воображает себя подлинным патриотом. Если его деятельность деструктивна или тем более преступна – она должна пресекаться.
Антидемократические, авторитарные и шовинистические ценности национал-радикалов противоположны выбору, которое украинцы сделали на Майдане, и за который так дорого заплатили.
В уникальном контексте народного восстания против диктатуры и противостояния внешнему агрессору, национал-радикалы оказались по одну сторону баррикад и в одном окопе со здоровыми силами украинского общества. Пришло время, однако, четко осознать, что ультраправые – не соратники и даже не попутчики. Они – груз на ногах украинского народа. Они мешают строить ту страну, которую украинцы выбрали – и выбороли – на Майдане и на фронтах с Русским миром. Своих фашистов не бывает.
На фото, сверху вниз: поэт-антисемит на киевском митинге 20 февраля (фото со страницы А. Заклецкого в Facebook, публикуется с разрешения автора); листовка-объявление о «Марше чести» в Тернополе; сайт «Азова» пугает исламской экспансией.
Источник: http://eajc.org
Для газеты «Форум наций», № 2 (159), февраль 2016