Вячеслав Лихачев: Евреи небесной сотни. Помним
2014 г.
Интервью с экспертом Вячеславом Лихачевым
– Вячеслав, как известно, украинские евреи принимали довольно активное участие в событиях последних месяцев – многие стояли на Майдане, некоторые были ранены в столкновениях. А есть ли евреи среди Небесной сотни, жизнью заплатившие за стремление к свободе?
– Действительно, евреи, в массе своей принадлежа к образованному городскому среднему классу, в целом разделяют мировоззренческие и ценностные установки этой прослойки. Конечно, есть своя региональная специфика – на юге и востоке страны либеральные и проевропейские тенденции не так явно доминируют даже в среде городской интеллигенции. Но в целом, что во Львове, что в Харькове, и, конечно, в самом Киеве именно эта часть общества и была основным инициатором и движущей силой протестов. Поэтому неудивительно, что евреев на Майданах в разных городах страны, включая южные и восточные регионы, было гораздо больше их формального «удельного» веса в составе украинского народа. Действительно для иллюстрации активности участия евреев в украинской национальной революции достаточно со скорбью констатировать, что среди погибших в кровавые февральские дни от пуль снайперов на Майдане и рядом, которых называют Небесной сотней, трое евреев. У меня были сомнения относительно еще одного молодого человека, но они были основаны исключительно на внешности и фамилии – отпевал его православный священник. Те трое, о которых я говорю уверенно, были известны как евреи и имели отношение к еврейской общине.
Иосифа Шилинга хорошо знали в еврейской общине Дрогобыча. Ему был 61 год. С супругой Анной он вырастил двух дочек, у него осталось четыре внучки. Строитель по специальности, в последние годы он ездил на заработки в Италию, там же работала его жена.
Снайпер убил его точным выстрелом в голову возле Октябрьского дворца.
Александра Щербанюка хоронили в родных Черновцах в вышиванке. В гроб положили противогаз, каску и кипу. Он был членом общины «Бейт симха» и был похоронен с молитвой раввина.
Проститься с ним вышли тысячи людей. Центр города был перекрыт для похоронной процессии. Над гробом героя играл военный оркестр, правоохранители в форме и бойцы «Правого сектора» в масках дали в воздух прощальный салют.
Супруга (рука не поднимается написать – вдова) погибшего говорит, что пыталась его удержать, сказала, что на Майдане погибают люди. Он ответил: это не самая худшая смерть.
Ему было 46 лет. В советское время Александр прошел без единой царапины войну в Афганистане. У него осталось трое детей. Его сын учился в еврейской школе. С 2004 года он был политическим активистом, возглавлял первичную организацию партии «Батькивщина». Профессионально занимался строительными работами.
Первая пуля ударила его в ногу, когда он стоял рядом с палаткой буковинской организации «Батькивщина» на Майдане. Он уронил щит, и следующая была пущена ему прямо в сердце.
Харьковчанину Евгению Котляру было 33 года. Его знали среди левых активистов и экологов, боровшихся против уничтожения парков городской властью. Он работал в сфере промышленного альпинизма.
Снайпер убил его на Институтской.
Это люди самого разного общественного статуса, из разных концов страны – пожилой строитель из Дрогобыча, политический активист и бывший воин-интернационалист из Черновцов, молодой борец за экологию из Харькова. Кроме еврейского происхождения, их объединяло только то, что они вместе вышли на Майдан против произвола и насилия власти, за свободу и человеческое достоинство – и погибли за ценности, которые разделяли.
– Велик ли был резонанс в украинских и зарубежных СМИ, когда была обнародована эта информация?
– О, да! Когда я написал небольшую заметку о еврейских жертвах февральских расстрелов, то совершенно не ожидал, что она будет так воспринята. Причем материал моментально разошелся далеко за пределы сугубо еврейской аудитории. Этот текст, наверное, стал самым читаемым за пятнадцать лет моей публицистической активности. Статья стремительно распространилась в Интернете, была воспроизведена в социальных сетях буквально тысячи раз, перепечатана в ведущих изданиях, переведена на многие языки – включая, например, португальский и шведский.
С одной стороны, это было несколько неожиданно. С другой – тот факт, что в «Небесной сотне» как минимум три еврея, настолько убедительно опровергает навязывавшееся обществу на протяжении трех месяцев пропагандистское вранье об антисемитском характере протестного движения, что удивляться нечему. Кроме того, на символическом уровне погибшие как бы представляют все общее – «схидняки» и «западенцы», правые и левые, молодые и пожилые… Они как бы воплощают весь украинский народ, восставший против кровавой тирании за свою свободу.
– Как израильская общественность реагирует на происходящее в Украине – мы знаем об акциях у российского (а ранее – и у украинского) посольств, о лечении в израильских клиниках раненых майдановцев. Можно чуть подробнее об этом?
– Действительно, в Израиле за последние месяцы сложилось небольшое, но активное сообщество, поддерживающее Украину и украинский народ в этот тяжелый период. Что интересно, далеко не все активисты – выходцы из Украины: есть и бывшие россияне, и приехавшие из Белоруссии и Литвы. Это неформальное сообщество, координирующее свою деятельность в основном через социальные сети и личные связи, насчитывает несколько сотен человек. Активисты провели несколько акций возле посольства Украины (во время протестов) и, с началом агрессии – у посольства Российской Федерации в Тель-Авиве. Был еще небольшой пикет возле израильского Министерства иностранных дел в Иерусалиме. А самым впечатляющим и трогательным примером деятельности этой группы, конечно, является работа по приему и устройству на лечение раненых на Майдане активистов. Ребята встречали раненых и их сопровождающих, размещали, возили по стране, дежурили в больницах, и, что немаловажно, собирали весьма немалые средства, необходимые для лечения.
Но в целом, надо сказать, во время киевских протестов настроения «русских» израильтян, даже тех, кто приехал из Украины, были далеки от симпатий к Майдану. Существуют проблемы адекватного информирования и понимания сути процессов. В своих оценках многие руководствуются либо вывезенными двадцать пять лет назад стереотипами, не задумываясь об их соответствии истине, либо телевизионной «картинкой». При этом понятно, что в русскоязычном информационном пространстве Израиля доминируют российские СМИ и ориентирующиеся на них местные газеты. В разговорах с простыми «русскими» израильтянами, не следящими специально за происходящим в Украине (потому что, благодаря Интернету желающие разобраться в ситуации имеют такую возможность), сталкиваешься с тем же набором стереотипов и оценочных суждений, что и в разговоре со среднестатистическим россиянином. И честно говоря, меня, как «русского» израильтянина, это сильно угнетает.
Источник: http://jew-observer.com/
Air Jordan 1 Low 'Paris' White/Sky Grey-Football Grey For Sale