В Минске нашли неизвестные аудиокакссеты с записями Александра Галича
Сделаны они были в разные годы белорусской столице.
Самые последние - накануне отъезда поэта, драматурга, барда из Советского Союза, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Пять кассет, больше семи часов, на которых не только песни в исполнении Александра Галича, но и его монологи о себе, поэзии, поэтах, жизни в СССР. Тогда, в конце 60-х - начале 70-х их записывали для себя, друзей, близких. Ведь пластинку ему так и не разрешили выпустить. Но на любой советской кухне из примитивных бобинных магнитофонов сначала звучали песни Галича, потом уже Высоцкого.
Оказывается, многие из тех самых записей были сделаны в Минске. Как и любительские кинокадры, которые долго время считались единственными. Только в конце 80-х нашлась запрещенная съемка с Новосибирского фестиваля авторской песни в Академгородске. Но именно снятые в Минске кадры вошли в документальный фильм «Барды», снятый в 1988 году Александром Стефановичем.
Самое удивительное, что за прошедшие 40 - 50 лет записи эти не только не потерялись, но и оказались в отличном качестве в открытом для всех поклонников Александра Галича доступе. Нашел и оцифровал их блогер Андрей Скуратович.
В 1974 году Александр Галич был вынужден эмигрировать из СССР. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал «по израильской визе».
22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.
Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на «Радио Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 года.
Источник: http://www.charter97.org/
--------------------------------------
А.Г.: "...21 августа в номер гостиницы, в котором мы жили тогда в Дубне,
где работали с режиссёром Донским над фильмом (сценарий о Фёдоре Ивановиче
Шаляпине), постучали мои друзья [Л.Копелев и его жена Р.Орлова], и у них
были ужасные лица, испуганные, трагические, несчастные. Они сказали, что
они слышали по радио о том, что началось вторжение советских войск, войск
Варшавского Договора в Чехословакию... И на следующий день я написал эту
песню. Я подарил её своим друзьям, они её увезли в Москву, и в Москве в
тот же вечер, на кухне одного из московских домов... хозяин дома [Л.
Копелев] прочёл эти стихи; и присутствующий Павел Литвинов усмехнулся и
сказал: "Актуальные стихи, актуальная песня". Это было за день до того,
как он с друзьями вышел на Красную площадь протестовать против
вторжения..." (Из пеpедачи на pадио "Свобода", 23 ноября 1974 года)
ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАНС
23 августа 1968
Н.Рязанцевой
Жалеть о нём не должно:
Он сам виновник всех своих злосчастных бед,
Терпя, чего терпеть
без подлости - не можно.
Н.М.Карамзин
...Быть бы мне поспокойней,
Не казаться, а быть!
...Здесь мосты, словно кони, -
По ночам на дыбы!
Здесь всегда по квадрату
На рассвете полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
Здесь над винною стойкой,
Над пожаром зари
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Что пойди - повтори!
Bcе земные печали
Были в этом краю...
Вот и платим молчаньем
За причастность свою!
Мальчишки были безусы -
Прапоры и корнеты,
Мальчишки были безумны,
К чему им мои советы?!
Лечиться бы им, лечиться,
На кислые ездить воды -
Они ж по ночам: "Отчизна!
Тираны! Заря свободы!"
Полковник я, а не прапор,
Я в битвах сражался стойко,
И весь их щенячий табор
Мне мнился игрой, и только.
И я восклицал: "Тираны!",
И я прославлял свободу,
Под пламенные тирады
Мы пили вино, как воду.
И в то роковое утро -
Отнюдь не угрозой чести! -
Казалось куда как мудро
Себя объявить в отъезде.
Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!
...Болят к непогоде раны,
Уныло проходят годы...
Но я же кричал: "Тираны!"
И славил зарю свободы!
Повторяется шёпот,
Повторяем следы.
Никого ещё опыт
Не спасал от беды!
О доколе, доколе -
И не здесь, а везде -
Будут Клодтовы кони
Подчиняться узде?!
И всё так же, не проще,
Век наш пробует нас:
Можешь выйти на площадь?
Смеешь выйти на площадь?
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
Где стоят по квадрату
В ожиданье полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
23 августа 1968
http://www.bard.ru/
Calzado Nike