Умер писатель и борец за свободу совести Йорам Канюк

В суб­бо­ту в тель-ави­вской боль­ни­це «Ихи­лов» скон­чал­ся по­сле дол­гой тя­же­лой бо­лез­ни 83-лет­ний пи­са­тель Йо­рам Ка­нюк, один из круп­ней­ших пи­са­те­лей Из­ра­и­ля.

Ка­нюк ро­дил­ся в Тель-Ави­ве вто­ро­го мая 1930 го­да. Его отец был лич­ным сек­ре­та­рем мэ­ра Тель-Ави­ва Ме­и­ра Ди­зен­го­фа, а впо­след­ствии пер­вым ди­рек­то­ром Тель-Ави­вско­го му­зея ис­кусств.

Ка­ню­ка счи­та­ют од­ним из стол­пов совре­мен­ной иврит­ской ли­те­ра­ту­ры. Быв­ший бо­ец ПАЛЬМАХ и участ­ник вой­ны за неза­ви­си­мость, он на­пи­сал три де­сят­ка книг, в том чис­ле ро­ма­ны «Адам вос­кре­шен­ный», «По­след­ний ев­рей», «Post mortem», «Ца­ри­ца и я», «Хо­ро­ший араб» и дру­гие. Сью­зан Зон­таг на­зва­ла его «са­мым за­мет­ным из­ра­иль­ским го­ло­сом по­ко­ле­ния».

В по­след­ние го­ды Ка­нюк про­сла­вил­ся сво­ей бес­ком­про­мисс­ной борь­бой за сво­бо­ду со­ве­сти. Он стал пер­вым из­ра­иль­тя­ни­ном, до­бив­шим­ся от го­су­дар­ства офи­ци­аль­но­го при­зна­ния се­бя ев­ре­ем, не име­ю­щим ре­ли­гии. В ок­тяб­ре 2011 го­да он по­дал в БАГАЦ апел­ля­цию с тре­бо­ва­ни­ем осво­бо­дить лю­дей, же­ла­ю­щих сде­лать то же са­мое, от обя­за­тель­ной су­деб­ной про­це­ду­ры.

На­ка­нуне про­шло­го Дня неза­ви­си­мо­сти «Едиот Ахро­нот» об­ра­ти­лась к Ка­ню­ку с прось­бой на­пи­сать  «вве­де­ние в био­гра­фию го­су­дар­ства Из­ра­иль». Пи­са­тель при­слал горь­кий и страш­ный текст:

«Бы­ла ис­то­рия ве­ли­ко­го успе­ха. По­на­до­би­лось 50 лет, чтобы вновь про­клю­ну­лись рост­ки (ста­ро­го — ред.) иуда­из­ма. … Ма­ло-по­ма­лу мы со­зда­ли но­вый на­род, ко­то­рый уже — не мы. Сей­час в из­ра­иль­ском ру­ко­вод­стве нет ни од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый при­ни­мал уча­стие в войне за неза­ви­си­мость. При­шли но­вые. Ре­ли­ги­оз­ная Спар­та, уль­т­ра-ор­то­док­саль­ная, мес­си­ан­ская. Се­го­дня пра­вят они. Мы уже дру­гой на­род. Они на­сту­па­ют, мы пы­та­ем­ся за­щи­щать­ся — но на­род не с на­ми. Есть толь­ко мы, жи­ву­щие про­шлым, у ко­то­ро­го не бы­ло бу­ду­ще­го.

У нас нет свя­зи с на­ро­дом но­во­го Из­ра­и­ля, Из­ра­и­ля Биби. Он нам чужд. Мы чуж­ды ему. Еще немно­го — и он за­хва­тит все, и это бу­дет ко­нец Го­су­дар­ства Из­ра­иль. … Бы­ло го­су­дар­ство — и боль­ше нет. Но­вая мать бу­дет пла­кать на ре­ках ва­ви­лон­ских».

В кон­це сво­ей жиз­ни Йо­рам Ка­нюк вел блог. Его по­след­няя за­пись да­ти­ро­ва­на вось­мым мая 2013 го­да. Там он пи­шет:

«Бен-Гу­ри­он был един­ствен­ным из­ра­иль­ским ли­де­ром. Он ре­шил из­ме­нить аб­сурд­ную ре­аль­ность су­ще­ство­ва­ния на­ро­да Из­ра­и­ля… Он сде­лал нем­цам пред­ло­же­ние, от ко­то­ро­го они не смог­ли от­ка­зать­ся. Из-за это­го Из­ра­иль стал за­лож­ни­ком Хо­ло­ко­ста. Я на­пи­сал кни­гу »Че­ло­век, сын со­ба­ки" о лю­дях, пе­ре­жив­ших Хо­ло­кост. Они со­зда­ют при­ют для су­ма­сшед­ших в пу­стыне и ждут Бо­га, ис­че­за­ю­ще­го в об­ла­ке. Мы при­нес­ли сю­да звук ша­гов на­ше­го на­ро­да, ти­хий ев­рей­ский гром, и по­па­ли в ло­вуш­ку. Мы со­зда­ли го­су­дар­ство на ба­зе ре­ли­гии, а не на­ро­да, ко­то­рым по­чти ста­ли. Мы не оста­но­ви­лись на пу­ти ци­ви­ли­за­ции. Ре­ли­гия при­лип­ла к нам как пи­яв­ка, по­то­му что толь­ко так она мо­жет вы­жить. И вот она вер­ну­лась.

Мы так и не ста­ли на­ро­дом, а пре­вра­ти­лись в са­мо­го боль­шо­го вра­га все­го, чем пы­тал­ся стать си­о­низм".

Йо­рам Ка­нюк за­ве­щал пе­ре­дать свое те­ло для на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний. Он на­пи­сал в том же бло­ге: «Я не знаю, что бу­дет. Я от­даю свое те­ло на­у­ке. Его вскро­ют мо­ло­дые вра­чи. По­том я хо­чу, чтобы мое те­ло со­жгли. Я не хо­чу ле­жать в кост­ной пы­ли. Пусть мой прах оста­нет­ся в бу­тыл­ке, ес­ли так за­хо­тят род­ствен­ни­ки, но по­том пусть его раз­ве­ют. Я уступ­лю ме­сто дру­го­му че­ло­ве­ку. Мы все — еди­ная цепь, один ухо­дит, а дру­гой при­хо­дит. Древ­ние евреи не ин­те­ре­со­ва­лись тем, что про­ис­хо­дит по­сле смер­ти».

Он сно­ва за­кон­чил за­пись мыс­ля­ми о се­бе и о стране: «У Ла­пи­да есть бу­ду­щее, а у ме­ня — про­шлое без бу­ду­ще­го. Стра­на, в стро­и­тель­стве ко­то­рой я участ­во­вал, дав­но за­кон­чи­лась, а в сво­ем ны­неш­нем со­сто­я­нии она ме­ня не ин­те­ре­су­ет. Она смеш­ная, ту­пая, мерз­кая, тем­ная, боль­ная. Она дол­го не про­жи­вет. Рань­ше нам ка­за­лось, что все бу­дет ина­че».

Ци­пи Лив­ни на­пи­са­ла в Фейс­бу­ке: Йо­рам Ка­нюк, за­ме­ча­тель­ный пи­са­тель, до по­след­не­го дня от­ста­и­вал цен­но­сти и ду­шу Го­су­дар­ства Из­ра­иль. Он один из по­след­них ве­ли­ких ли­те­ра­то­ров вре­мен со­зда­ния Из­ра­и­ля. Он был нерав­но­душ­ным, рез­ким, кри­тич­ным. Он опи­сы­вал ду­шу че­ло­ве­ка точ­но и ак­ку­рат­но, ни­ко­гда не скры­вал сво­е­го мне­ния о ре­аль­но­сти на­шей жиз­ни, ко­то­рую пы­тал­ся из­ме­нить. Он бо­рол­ся за это. В по­след­ней бе­се­де он про­сил ме­ня бо­роть­ся ра­ди та­ких, как он, ста­ри­ков и его един­ствен­но­го вну­ка. Я обе­щаю это де­лать уже не ра­ди него, а ра­ди его вну­ка и ра­ди всех на­ших вну­ков.

Ли­дер оп­по­зи­ции Ше­ли Яхи­мо­вич  вы­ра­зи­ла глу­бо­чай­шее со­жа­ле­ние от сво­е­го име­ни и от име­ни пар­тии «Аво­да» в свя­зи с кон­чи­ной из­ра­иль­ско­го пи­са­те­ля и жур­на­ли­ста Йо­ра­ма Ка­ню­ка:

«Ка­нюк ви­дел по-сво­е­му ис­то­рию на­ше­го го­су­дар­ства — ино­гда рез­ко кри­ти­ко­вал Из­ра­иль, но и без­ого­во­роч­но лю­бил его. Он внес бо­га­тей­ший вклад в из­ра­иль­скую куль­ту­ру. Несколь­ко недель на­зад я на­ве­сти­ла Йо­ра­ма Ка­ню­ка у него до­ма, и мое серд­це раз­ры­ва­лось при ви­де то­го, как этот ге­ни­аль­ный и успеш­ный ав­тор бо­рет­ся за эко­но­ми­че­ское вы­жи­ва­ние. В по­след­ние два го­да Йо­рам Ка­нюк был чле­ном пар­тии »Аво­да". По сво­е­му обык­но­ве­нию, он кри­ти­ко­вал и по­ощ­рял на­шу ра­бо­ту.

Его бу­дет очень не хва­тать нам и мно­го­чис­лен­ным по­клон­ни­кам его та­лан­та. Да бу­дет бла­го­сло­вен­на его па­мять".

 

Источник: news.israelinfo.ru

Pánské oblečení
рубрика: 
дата: