Украинско-еврейские отношения: есть ли что прощать
Сегодня, когда Украина переживает трагические и кровавые времена, у людей все чаще пробуждается желание переосмыслить страницы своего прошлого – и совместного прошлого народов, которые издавна проживали на территории Украины. Наиболее неоднозначные, болезненные для обеих сторон — и вместе с тем, героические и бесконечно трогательные истории связаны с совместной украинско-еврейской историей.
Через несколько недель, 20 сентября, наступает еврейский новый год – 5778 от сотворения мира. По этому случаю более 30 тысяч человек – верующих хасидов из всех стран мира – приедут в город Умань, на могилу праведника Нахмана, основателя Брацлавского хасидизма. Как рабби Нахман из Брацлава оказался в Умани? Считается, что он поселился здесь специально, чтобы молиться за души погибших в «уманской резне» - одного из главных событий колиивщины, освободительного козацко-крестьянского восстания XVIII века. Гайдамаки вырезали и поляков, и униатов, и евреев. В еврейскую историю люди, которые считаются символами борьбы за освобождение Украины, вошли как душегубы.
Бразильскую писательницу Клариси Леспектор журнал The Economist назвал самым выдающимся еврейским писателем XX столетия, после Франца Кафки. Она родилась в украинском местечке Чечельник при жутких обстоятельствах. Её мать стала жертвой группового изнасилования погромщиками, которые заразили её сифилисом. Доктора посоветовали ей родить ребенка — считалось, что это может исцелить от сифилиса. Этой девочкой стала Клариси Леспектор. Семья переехала в Бразилию. Все, что делала Лиспектор, вдохновило Хулио Кортасара, а вместе с ним — весь мистический реализм латиноамериканской прозы.
В мире есть миллионы семей, которые выехали из с территории советской Украины, спасаясь от погромов. Так получилось, что столетиями украинцы и евреи жили сначала на границе Польской, Австрийской, Османской и Российской империи, а в поздний исторический период – в Австрийской и Российской империях, где национальные меньшинства использовались как механизм контроля и регулирования общественных отношений. Например в Ягеллонском университете Кракова было разрешение для студентов раз в году прийти толпой в находящийся в пешей досягаемости от Вавеля Казимеж — один из духовных центров ашкеназийского и мирового еврейства — и устроить там погром. Во время восстаний евреи почти всегда становились жертвами недовольных и воинственных слоев населения. В Российском империи погромы использовались для контроля масс с особенным ожесточением. Так вершилась политика. До революции погромы в Украине инспирировались царскими властями, а местные власти зачастую или напрямую подстрекали, или не препятствовали погромам.
Светлая сторона – подвиги и самопожертвования людей, которые спасали евреев. Например, в музее Украинской иконы в Радомысле есть примеры икон, которые украинские крестьяне давали своим еврейским соседям узнав, что приближается погром. Евреи ставили эти иконы в окна, и погромщики обходили их дома стороной. Тысячи жизней были спасены своими украинскими соседями и друзьями во время погромов.
Более 2500 украинцев признаны государством Израиль праведниками народов мира. Это люди, которые во время оккупации территорий Украины фашистами ценой собственной жизни спасали своих еврейских друзей, соседей, и просто незнакомых людей. Яд Вашем дает звание Праведник народов мира людям, которые были совершеннолетними по Торе на момент совершения подвига — 12 лет для женщин и 13 лет для мужчин. Те, кто совершили подвиг в более раннем возрасте, признаны государством Украина праведниками Украины или праведниками Бабьего Яра. Их чествуют на государственном уровне, но для широкой публики эти люди остаются безвестными. Хотя существуют десятки тысяч нерассказанных историй мужества и подвигов. Работая над материалами, посвященными Праведниками народов мира, я почти каждую неделю встречаю все новые истории спасения жизней и героизма – в Макеевке, Ровно, Киеве, и так далее.
Увы – школьная или академическая украинско-еврейская история часто основывается на обоюдно-негативных стереотипах. Хотя в совместной истории есть множество положительных, интересных и важных примеров.
Одним из гетманов реестрового казачества в XVII веке был Илляш Караимович, по разным источникам — еврей или караим. Среди казачества было много евреев, которые дослужились до высших чинов – но знают об этом единицы ученых. Могилу Тараса Шевченко в Каневе строили архитектор Евгений Левинсон и скульптор Матвей Манизер. Как редко говорят о том, сколько евреев были среди партизан, сколько евреев-героев плечом к плечу с людьми других национальностей сражались против фашизма. Эти и другие позитивные и очень интересные истории украинско-еврейских отношений зачастую при публичных выступлениях уходят на второй или третий план, тогда как на поверхность выносятся отрицательные и темные пятна.
Пока что в современной Украине есть лишь единицы, часто ситуативных площадок для обсуждения украинско-еврейских отношений. В стране, где до Второй Мировой войны проживали около 2 миллионов евреев, в Киеве, где в 1939 году евреи составляли четверть населения, и где стереотипы часто лежат в основании. Почему не говорят о том, что отсутствие такого центра – это проблема не только Киева, и не только еврейского народа, но и всего украинского народа? Почему не говорят о том, что Холокост – это не только миллионы погибших. Это не только Бабий Яр. Холокост — это дорога от Миргорода в Полтаву, от Киева в Бердичев, или во Львов, или в Николаев, по всей черте оседлости, где менее века тому половина населения были евреями, и где сегодня – во многих местах – не осталось ни памятника, ни камня о том, что случилось с четвертью или половиной людей, столетиями проживающих на украинской земле. Эта память сегодня хранится в Израиле, в США, в Латинской Америке, в семьях таких людей, как Клариси Лиспектор, актер Дастин Хоффман или политик Виктория Нуланд, предки которых уехали от погромов.
Да, за четверть века независимой Украины, прежде всего силами гражданского общества сделано множество вещей в направлении совместной истории. Действуют совместные украинско-израильские общества, изданы сотни книг о прошлом и о совместном взаимовлиянии культур. В прошлом году, благодаря гражданскому обществу в Киеве прошло более 50 мероприятий, посвященных памяти о погибших в трагедии. На месте Бабьего Яра силами разных организаций планируется создание одновременно нескольких музее, например, Мемориальный центр Холокоста Бабий Яр.
Однако, многие сложные и важные моменты упускаются, а государство не уделяет им достаточного внимания и опеки. Президент Петр Порошенко и мэр Киева Виталий Кличко декларируют поддержку создания в Бабьем Яру мемориального центра. В это же время рядом, на месте фактически некрополя Бабий Яр, государственная же корпорация УкрБуд строит прямо на месте еврейского кладбища несколько жилых многоэтажек.
По данным Ассоциации еврейских организаций и общин (Ваад) Украины, практически все сложные моменты совместной истории украинского и еврейского народов до сих пор не расследованы на должном уровне. Как шутили в СССР, «мы живем в стране с непредсказуемым прошлым». В стране с пятой графой поднимать вопросы еврейства было зачастую просто опасно. И большая часть историографии, посвященной украинско-еврейским отношениям, вызывает вопросы и сомнения с обеих сторон.
При этом, диалог культур становится более разносторонним, а взаимный интерес — более глубоким, на фоне общей беды. С момента Революции Достоинства и начала конфликта на Донбассе, евреи стали одной из самых активных групп, которые поддерживают Украину. Такие инициативы, как Израильские друзья Украины, или как главный раввин Хабад Украины Моше Реувен Асман, а также другие люди и организации, вкладывают свои энергию и возможности для помощи и поддержки сначала пострадавших на Майдане, потом — как беженцев с Донбасса, так и раненных украинских военных. При поддержке посольства государства Израиль и посла Элиава Белоцерковского проходят десятки семинаров для украинских психологов и священников, которых израильские врачи обучают – как преодолевать постравматический синдром. Это уже новая страница и новый уровень совместной истории, уровень взаимопонимания и поддержки.
29 сентября 2017 года мир отметит годовщину начала массовых убийств в Бабьем Яру. Как и каждый год, внимание всего украинского политикума, и сотен самых влиятельных людей планеты будут обращены в сторону Киева. Где так и нет ни музея еврейской истории, ни центра памяти погибших в Холокосте. И на фоне ежегодных траурных мероприятий очень хочется, чтобы на деле не только гражданское общество и частные инициативы, но и украинское государство было — не на словах – включено в процесс сохранения общей истории и созидательного переосмысления украинско-еврейских отношений.
Источник: Известия
『アディダス』に分類された記事一覧