«Послевкусие» еврейской темы на 7-м Одесском международном кинофестивале
Церемония закрытия Фестиваля.
На сцене - М. Жванецкий
23 июля в Одессе завершился 7-ой международный кинофестиваль. Более 120 тысяч зрителей имели возможность не только смотреть фильмы в залах и на open-air на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске, но и почувствовать себя участниками «кинофестивальной жизни» в самом широком смысле – с Красной дорожкой, нарядным Фестивальным дворцом и яркой, почти круглосуточно бурлящей людьми площадью перед ним, с огромными «хвостами» очередей на кинопоказы, фотосессиями, огромным экраном, освещающим фестивальные новости.
Время ощутить «послевкусие» еврейской темы, как обычно, широко представленной на одесском кинофоруме.
В день открытия фестиваля на Ланжероновском спуске в режиме «свободного входа» был показан документальный фильм режиссера Девида Новак «В поисках Бабеля», рассчитанный на подготовленного зрителя, которого интересует тема исследования жизни и творчества Исаака Бабеля. Такой серьезный фильм, к тому же идущий на английском языке с плохо читающимися мелкими бледно-желтыми субтитрами, был бы более уместен в кинозале, чем на open-air, и получил бы больше возможности найти своего зрителя. Обидно, что многие зрители ушли из открытого кинотеатра через несколько минут после начала сеанса, но те, кто остались, получили возможность вместе с внуком писателя Андреем Малаевым-Бабель прикоснуться к трагической судьбе знаменитого деда, увидеть фрагменты интервью с 92-летней вдовой писателя Антониной Пирожковой, записанной режиссером в 2001 году, познакомиться с мнениями литературных критиков и переводчиков И. Бабеля, услышать поэта Евгения Евтушенко и актрису Марину Влади, вместе со съемочной группой посетить места, описанные в «Конармии», и увидеть кусочек «бабелевской Одессы». По словам режиссера, труднее всего было снимать сцену, в которой внук И. Бабеля в архивах ФСБ читает дело своего дела, страницу за страницей открывая страшную историю его заключения в тюрьму, пыток и казни в 27 января 1940 года с формулировкой «за участие в антисоветской заговорщической террористической деятельности». Для справки: расстрельный список пописан Сталиным. Прах писателя захоронен в общей могиле Донского кладбища.
Украинский фильм «Моя бабушка Фанни Каплан», участвовавший в национальном конкурсе, задал нелегкую задачу, как организаторам, так и зрителям фестиваля. Зал физически не мог вместить всех желающих, и множество разочарованных зрителей, отстоявших в очереди, так и остались «за бортом показа». Поэтому организаторами было принято решение показать фильм еще раз, правда, но и на этот внеплановый показ не все желающие смогли попасть. Что касается самого фильма – мнения разделились, кто-то принял с восторгом любовную историю Фанни Каплан, заменившую собой исторический и политический контекст, кто-то посчитал историю, рассказанную в фильме, «выхолощенной», легковесной, и, несмотря на трагический конец, почти гротесково-водевильной. На пресс-конференции режиссер фильма Алена Демьяненко сказала, что не берется четко определить жанр фильма, это компиляция разных жанров. Но что касается раннего периода жизни юной тогда еще Фейги Ройтблат, приключений банды Виктора Гарского, их любви, и превращения молодой «революционерки» Фейги-Доры в Фанни Каплан, то режиссёр согласилась с определением жанра этой части фильма, как «развесистая клюква». По итогам национального конкурса приз за лучшую роль получил Мирослав Слабошпицкий, сыгравший в этой ленте врача Дмитрия Ильича Ульянова, брата В.И. Ленина, влюбленного в свою пациентку Фанни Каплан. А исполнительница роли Фанни актриса Екатерина Молчанова получила на церемонии закрытия фестиваля специальный букет от жюри.
В разделе «Специальные показы» 18-минутный фильм режиссера Константина Фама «Туфельки» (совместное производство Польши, России, Белоруссии, Чехии, Франции) был представлен в открытом кинотеатре на Ланжероновском спуске. Это первая часть задуманного автором киноальманаха «Свидетели», посвященного памяти жертв Холокоста, который будет состоять из трех новелл. Новелла «Туфельки» рассказывает о жизни девочки-еврейки из маленького европейского городка. Обычная история жизни: взросление, любовь, замужество. Только рассказана история с необычного ракурса, вся жизнь показана с перспективы нарядных туфелек, приобретенных некогда в магазине, и вместе с хозяйкой, идущих по жизни. И эти же туфельки принимают на себя удар фашистской катастрофы, унёсшей жизни людей, и оставивших после себя горы обуви на складах концентрационных лагерей. Важно, что в дни фестиваля эта новелла вместе со второй новеллой альманаха «Брут» была показана еврейской общине Одессы в кинозале синагоги«Хабад Шомрей Шабос». Разные поколения смогли прикоснуться к страшной странице истории, чтобы помнили, чтобы не дать этому ужасу повториться. На показе в синагоге фильмы представляли режиссер Константина Фам и исполнительница одной из ролей во второй новелле Оксана Фандера. Если режиссеру удастся в ближайшее время завершить работу над третьей новеллой, то весь киноальманах «Свидетели» будет показан на Одесском международном кинофестивале 2017 года.
Израильские фильмы «Гет, суд Вивиан Амсалем» режиссеров Ронит Элькабетц и Шломи Элькабетц и «Гора» режиссера Яель Кайям – очень интересные и качественные работы, но они требуют отдельного обзора, анализа женской темы в израильском кинематографе.
А вот израильский фильм «Перекресток 48», по мнению многих кинокритиков, стал главным негативом ОМКФ 2016. Фильм, однобоко и одиозно показывающий палестино-израильские отношения, ничего, кроме неприятия и недоумения, по моему мнению, вызвать не может.
А вот израильский фильм «Перекресток 48», по мнению многих кинокритиков, стал главным негативом ОМКФ 2016. Фильм, однобоко и одиозно показывающий палестино-израильские отношения, ничего, кроме неприятия и недоумения, по моему мнению, вызвать не может
И теперь о победителях фестиваля.Гран-при и Золотой Дюк 7-го ОМКФ по результатам зрительского голосования был присужден британскому фильму "Кто горит, горит, горит...", режиссер Чания Баттон. Первую премию жюри международного конкурса получил румынский фильм «Незаконные», режиссер Андриан Ситару. Специальные дипломы жюри вручены фильмам "Людоеды" Леи Фенер и "Загар" Аргириса Пападимитропулоса. Ксавье Серон был удостоен звания лучший режиссер за фильм "Сметрь от смерти". Награды за лучшую актерскую работу получили исполнительницы главных ролей в фильме "Привет из Фокусимы" немецкая актриса Розали Томасс и японская актриса Каори Момои. На церемонии закрытия фестиваля гостей и организаторов приветствовал Михаил Михайлович Жванецкий, прочитав, как всегда замечательные строки!
Кинофестиваль 2016 закончился, ждем фестиваль 2017, и надеемся, что на нам еврейская и израильская тематика будет представлена так же разнообразно, как и на завершившемся кинофоруме.
Михаил Константинов, Одесса,
для vaadua
Читайте также:
Антисемитский фильм израильского режиссера покажут на Одесском кинофестивале