Политика памяти должна быть украинской – в УКМЦ состоялась конференция, посвященная мемориализации жертв Бабьего Яра

Более пятнадцати лет назад Генассамблея ООН установила 27 января Международный день памяти жертв Холокоста. Среди инициаторов резолюции была, в том числе, и Украина.

В преддверии этой печальной даты в Украинском кризисном медиа-центре прошла пресс-конференция, в которой приняли участие со-президент Ваада Украины Иосиф Зисельс,  профессор Александр Лысенко из Института истории Украины НАНУ, историк Екатерина Кобченко (КНУ) и ректор Открытого православного университета отец Георгий Коваленко.

Днем памяти жертв Холокоста не случайно стало 27 января – в этот день в 1945 году был освобожден лагерь смерти Аушвиц. Вместе с тем, как подчеркнул глава Ваада Украины, у многих в мире Катастрофа ассоциируется и с трагедией Бабьего Яра, которая тоже стала одним из символов Холокоста. 

 

Иосиф Зисельс    

В последние годы это место часто упоминается в СМИ в связи с частным российским проектом мемориализации Бабьего Яра (МЦГБЯ), который критикуется украинскими историками и общественными деятелями. Иосиф Зисельс обозначил основные проблемные точки проекта, за которым стоят российские бизнесмены Михаил Фридман и Герман Хан. Прежде всего, это попытка возвести будущий мемориал на территории еврейского кладбища, что противоречит как еврейской традиции, так и украинскому законодательству. Во-вторых, подобный проект удобен российской пропаганде, цель которой – дискредитировать Украину в глазах мирового сообщества. Несмотря на многочисленные письма и обращения гражданского общества к украинской власти, никакой внятной реакции пока не последовало. Это тем более странно, что наряду с российским, существует разработанный украинскими историками проект комплексной мемориализации этой территории, уже утвержденный ученым советом Института истории Украины НАНУ.

 

Александр Лысенко

О сути государственного украинского проекта рассказал заместитель председателя Рабочей группы по созданию Украинской концепции комплексной мемориализации Бабьего Яра профессор Александр Лысенко. По словам профессора, государственная концепция отражает украинский подход к исторической памяти о Холокосте. На первом этапе предполагается создание мемориального парка, после чего вне территории самого Яра будут открыты Музей памяти жертв Бабьего Яра и Украинский музей Холокоста. Принципиальным представляется то, что в любом подобном проекте национального масштаба главную роль должно играть украинское государство. Что включает в себя соответствующее финансирование и передачу мемориала в ведение Украинского института национальной памяти.

Историк Катерина Кобченко, в свою очередь отметила, что в настоящий момент финансирование украинского проекта государством практически прекращено и работы заморожены. Она также выразила убежденность в том, что государство не может быть статистом в частном мемориальном проекте. Было отмечено также, что противостояние двух концепций мемориализации несет в себе опасный конфликтогенный потенциал.

 

Отец Георгий Коваленко

Несколько недель назад руководители МЦГБЯ анонсировали строительство мемориальной синагоги на территории Кирилловского православного кладбища в Бабьем Яру, что вызвало очередные протесты общественности. Речь идет не о самой синагоге, а недопустимости ее возведения в пределах православного кладбища, что может спровоцировать межнациональный и межконфессиональный  конфликт.  

Об этой проблеме говорил, в частности, ректор Открытого православного университета отец Георгий Коваленко. Отец Георгий отметил, что Бабий Яр должен стать местом примирения и совместных молитв, а модератором этого процесса должна выступить украинская держава.

В заключение глава Ваада Иосиф Зисельс подчеркнул, что ситуация вокруг Бабьего Яра – не просто еврейская проблема, как представляется многим. Речь идет об имидже и репутации Украины, а также межнациональном согласии в стране. 

Фото: Украинский кризисный медиа-центр