Памяти Григория Аршинова
Трудно писать об этом человеке в прошедшем времени. Григорий Иосифович Аршинов являл собой тот редчайший на постсоветском пространстве тип еврейского общинного лидера, который ничего не просит, а напротив, вкладывает свои средства (а также время и силы) в сохранение еврейского наследия.
Никто не верил, что без солидной государственной и спонсорской поддержки реально восстановить Большую синагогу Острога XVI века, превращенную после войны в склад. Аршинов потратил на реставрацию много лет своей не очень долгой жизни, но возродил храм. Деликатно и с любовью, сохранив все, что можно сохранить, оставив оригинальные элементы декора и т.д. В последние свои дни он размещал фото на 90% отстроенной синагоги, мечтая вернуться к активной работе. Все мы верили, что это со дня на день произойдет…
Стараниями депутата горсовета Острога Аршинова парку, разбитому на еврейских костях в конце 1960-х, вернули статус кладбища. Здесь же из фрагментов надгробий его усилиями появилась Стена памяти. В Остроге, когда-то на две трети еврейском городе, практически не осталось евреев. Но был Аршинов, который взвалил на себя груз ответственности за память о еврейском прошлом древнего Острога.
Синагога Острога в процессе реконструкции
Встречая препятствия, он лишь удваивал усилия и добивался своего. Шесть памятников, установленных на братских еврейских могилах в Ровенской области — тоже его заслуга.
Один в поле воин — эта фраза как нельзя лучше подходит к тому, что делал Григорий Иосифович на протяжении 30 лет. Он мечтал не просто восстановить синагогу, но и сделать ее действующей, и открыть иешиву, основанную здесь еще в XVI веке и принимавшую юношей со всех уголков Европы. Не успел…
Ваад Украины, членом Координационного совета которого был Григорий Аршинов, глубоко скорбит о безвременном уходе этого незаурядного, благородного человека. Лучшим памятником ему станут многочисленные добрые дела и уникальная синагога, возрождению которой он отдал много лет.
Барух даян а эмет…