А. Мовчан: Песах - это праздник внутреннего освобождения человека, его осознания, что его жизнь зависит от него самого
Рис.sunhome.ru
Андрей Мовчан
Хаг Песах кошер вэ самеах. Вчера у еврейского народа (и у христиан тоже, потому что, следуя знаменитой фразе "если бы этого не было - и христиан бы не было", это и христианский праздник) начался один из самых важных праздников года - Песах. Как всегда, мне хочется поделиться необычными мыслями по поводу.
Песах - очень странный праздник для национальной культуры. Как минимум потому, что он совершенно интернационален и экстерриториален.
Действительно, это праздник в честь исхода евреев из Египта, под руководством Моисея (Мозеса, Моше). Кто был этот (исторический, мы знаем это, так как информация о нем есть в нескольких источниках, включая надписи в обнаруженных египетских памятниках) персонаж? С египетским именем (Мозес), воспитанный как сын фараона - какова вероятность, что он не был его сыном? Большая - как минимум потому, что так говорит традиция - сын еврейки, подобранный принцессой. Но не 100%. А если отвлечься от традиции - какова вероятность, что принцесса подбирает ребенка (в древнем Египте жизнь недорого стоит) и его растят как сына фараона? То то же.
И вот этот сын фараона выступает против института рабства (мы знаем это из Торы) и предлагает решение - несогласные с нынешним порядком могут уйти. Решение совершенно революционное и абсолютно интернациональное для того времени, когда люди мыслили племенами, мир был устроен "поплеменно". Мозес добивается своего и множество "диссидентов и оппозиции" уходит из Египта. Тора говорит о многонациональном составе "эмигрантов" и мы можем в это поверить - похоже, что из Египта уходит еще не народ - пока это группа людей с общими взглядами и общим социальным статусом. Нет нации, племени, общей веры - она только еще будет болезненно и долго формироваться.
Что же есть? Есть общее стремление к свободе (это очень похоже на то, как создавалась американская нация на 3000 лет позже). Свобода объединяет в нацию. Это я бы назвал первым уроком Песаха, который не выучило еще множество народов, прежде всего - русский. Нация - это сообщество свободных людей, даже если у них разные языки, традиции и история. СССР был обречен не стать родиной единой нации, просто потому что был домом рабов. США стали родиной единой нации, включающей черных, желтых, белых, с севера и юга, родившихся в США и только приехавших - потому что объединили всех свободой. Сегодняшняя Россия стремительно теряет шанс быть домом для русской нации - потому что не считает свободу необходимым национальным атрибутом. Русской нации и не будет - если те, кто хочет быть ее частью, не пожертвуют гарантированными объедками с нефтяного стола и фантомами величия ради голой, циничной, трезвой свободы. Свободы, перед которой нет "ни эллина, ни иудея", а есть либо тот, кто готов быть открытым, деятельным, независимым, думающим, доброжелательным, открытым к разности и нетерпимым к рабству -либо тот, кому место в стае, для кого кормушка, безопасность и бездеятельность дороже всего. Первые будут вечно "уходить из Египта", и, может быть, в итоге построят Россию. Вторые... да что о них говорить.
Народ, который еще не стал народом, уходит из Египта в никуда. Песах - это праздник оставления, а не обретения, как обычно бывает. Все же привычнее и понятнее праздновать прибыток и благополучие. Праздновать отказ как-то странно. Заметьте, никто не празднует день, когда древние евреи обрели Израиль. Этого дня и не существует. Ни страны, ни богатства, ни силы, ни власти в Песах будущие евреи не получили. Это не похоже на дни независимости, годовщины присоединений, праздники рождества или урожая - это с точки зрения обывателя вообще странно - праздновать изгнание? Начало 40 лет странствий в голоде и неуверенности?
И тем не менее, это самый важный праздник. Свобода всегда приходит с пустыми руками. Песах - это праздник внутреннего освобождения человека, его осознания, что его жизнь зависит от него самого, что он - человек, способный и обязанный свою жизнь строить сам, а не на чужом фундаменте, стоимость которого - отказ от его свободы. Если бы в России готовы были это понимать, то после голодных 90х не рассматривали бы рост цен на нефть как разрешение вернуться в Египет, а воспринимали бы его как манну небесную, указание еще быстрее продолжать путь вперед. Но нет, в России не нашлось Моисея, да и народ точно подметил, что в рабстве лучше кормят, чем в пустыне. Под предводительством мелкого египетского военначальника, объявившего что манна - это на самом деле гуманитарная помощь из Египта, который готов принять рабов назад, большинство рванулось обратно через Красное море. Только вот впереди у них была земля, текущая молоком и медом. Будущие евреи 3000 лет назад нашли в себе силы до нее дойти. Россияне - в этот раз не смогли, предпочли вернуться.
Можно ли нас обвинять? Думаю - нет. Жалеть? Да.
Песах - это еще и личный праздник. Сказано, что все, описанное в Торе, происходит с каждым и каждый день. Каждый из нас каждый день должен выходить из своего Египта - из рабства, из зоны убогого комфорта в свободную неизвестность; из конформизма - в зону чистой совести; от гарантированного куска хлеба - к негарантированному успеху. Весь год мы должны делать это - и один день в году мы это празднуем. Это как день рождения - один раз в году мы празднуем физическое появление на свет, хотя живем каждый день; и один раз в году мы празднуем рождение себя как достойного человека - выбирающего свободу, отвечающего за свои поступки, имеющего убеждения, ради которых стоит 40 лет странствовать в пустыне; хотя, конечно, таким надо быть каждый день.
И последнее. До обетованной земли дошли не все. Не дошел до нее и сам Моисей (хотя, если бы дело было в Голливуде, то это нарушало бы все каноны жанра). Нам ничего не гарантировано. Нет волшебного правила "выбери свободу и порядочность, и ты победишь". В частности поэтому мы и празднуем "исход", а не "приход". Победа не в том, чтобы добраться до "земли обетованной". Более того, после любого прихода, в новой земле образуется свое рабство, (и уже через 1000 с небольшим лет новый лидер будет звать евреев к изгнанию - правда уже исключительно в метафизическом, духовном смысле). Победа в том, чтобы уйти из рабства; в том, чтобы не идти на компромисс с совестью. На этом пути нет конечной остановки. Но истинное достижение - начать свой путь.
Всем веселого праздника. Хорошо, что мы запаслись мацой, и можем ужинать дома - Тель Авив как будто вымер. Будем пить вино (бутылку Шираза удалось достать), заедать мацой и праздновать свободу - именно так свобода поначалу и выглядит.
Источник: личная страница автора в ФБ
Air Jordan 1