Ксенофобия в Украине в 2014 г. на фоне революции и интервенции
Конгресс национальных общин Украины
Группа мониторинга прав национальных меньшинств
Ксенофобия в Украине в 2014 г.
на фоне революции и интервенции:
Информационно-аналитический доклад по результатам мониторинга
Над докладом работали:
Вячеслав Лихачев, Татьяна Безрук
Содержание
Введение. Специфика ситуации 2014 г.
1. Статистика сообщений о жертвах нападений на почве этнической и расовой ненависти в Украине, 2006 – 2014 гг.
2. Насилие на почве ненависти – 2014: хроника
3. Статистика сообщений об актах вандализма на почве этнической и религиозной ненависти в Украине, 2006 – 2014 гг.
4. Вандализм на почве ненависти – 2014: хроника
5. Ксенофобия на территории аннексированной Россией Автономной Республики Крым
6. Ксенофобия на территории части Донецкой и Луганской областей, находящейся под контролем оккупантов и их пособников
7. Антисемитизм в Украине – 2014: проблема провокаций
8. Гомофобия в Украине – 2014
9. Деятельность органов государственной власти и правоохранительных органов
Выводы: важнейшие итоги года и актуальные тенденции
ВВЕДЕНИЕ. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ 2014 г.
Группа мониторинга прав национальных меньшинств была создана в апреле 2014 г. под эгидой Конгресса национальных общин Украины.
Мониторинг ксенофобии, который осуществляет Группа, является прямым продолжением работы, которую руководитель Группы осуществлял в рамках деятельности Конгресса национальных общин с 2006 г. (а мониторинг антисемитизма осуществлялся и в предшествующие годы). В 2006 – 2008 гг. в сотрудничестве с различными украинскими и международными организациями была налажена система мониторинга различных проявлений этнической, национальной и религиозной ксенофобии в Украине в целом. С 2006 г. выходит ежемесячный бюллетень «Ксенофобия и права национальных меньшинств в Украине», который в последний год продолжает выпускать Группа мониторинга прав национальных меньшинств. За это время наш мониторинг завоевал значительный авторитет в профессиональной среде. Именно на наши материалы опираются при описании ситуации в Украине Государственный департамент США, Антидиффамационная лига, Бюро по правам человека и демократическим процедурам ОБСЕ, Европейская комиссия против расизма и нетолерантности, Институт изучения расизма им.Ст.Рота Тель-авивского университета, и др.
Необходимость институциализации мониторинга ксенофобии как отдельного направления деятельности группы профессиональных экспертов весной 2014 г. была обусловлена резким обострением этнополитической ситуации, вызванным российским вторжением и оккупацией сначала Крыма, а потом части Донецкой и Луганской областей. Начавшиеся на захваченных преследования некоторых этнических и конфессиональных групп, с одной стороны, и беззастенчивая эксплуатация страной-агрессором темы защиты прав меньшинств в пропагандистской риторике, призванная легитимировать оккупацию, с другой, усилили значимость и важность сбора и анализа достоверных сообщений о проявлениях ксенофобии. Общественный интерес к теме, как внутри Украины, так и за ее пределами, требовал предоставления объективной и оперативной информации. В наиболее острые периоды Группа выпускала бюллетень-хронику проявлений ксенофобии в еженедельном режиме.
Мониторинг ситуации в контексте войны, разумеется, сильно отличается от всего, что делали эксперты Группы в предыдущие годы. Не только верификация, но даже первичный сбор информации на оккупированной территории по методологии, которой мы пользовались ранее, практически невозможны. Разумеется, у Группы нет контактов с представителями марионеточных пророссийских режимов на территории т.н. Донецкой и Луганской народных республик и аннексированного Крыма, в то время, как на территории, контролируемой правительством Украины, мы давно установили продуктивный рабочий контакт со структурами исполнительной власти и правоохранительными органами. В силу того, что львиная доля нарушения прав человека вообще и прав меньшинств в частности приходится именно на оккупированные территории, это значительно затрудняет работу.
Кроме того, новая ситуация создает массу методологических сложностей. Следует ли считать убийство Решата Аметова в Крыму совершенным на почве национальной ненависти? Не вдаваясь здесь в детали, констатируем, что, в силу некоторых обстоятельств, на этот вопрос мы отвечаем утвердительно. Можно ли считать совершенными на почве религиозной нетерпимости убийство четырех прихожан Церкви христиан веры евангельской «Преображения Господня» в оккупированном пророссийскими сепаратистами Славянске? На этот вопрос мы отвечаем отрицательно, но осознаем, что каждый подобный случаи можно интерпретировать по-разному. Новая ситуация размывает четкие рамки выработанной за годы работы методологии, и международные стандарты, не приспособленные к подобным процессам, нам мало помогают.
Оправданно ли суммировать преступления на почве ненависти, совершенные на оккупированных территориях, с инцидентами, произошедшими на территории, контролируемой украинским правительством? Отвечая на этот вопрос утвердительно, мы неоправданно возлагаем на Украину ответственность за преступления, совершенные на территории, которую де-факто контролирует Россия; отвечая отрицательно – как будто соглашаемся с тем, что эта территория – не Украина… В силу некоторых причин, методологически наш ответ на этот непростой вопрос непоследователен: в сводной статистике мы суммировали акты вандализма, в том числе совершенные на оккупированных территориях, и не суммировали насильственные инциденты.
Наконец, интенсивное использование дезинформации и ложных сообщений о ксенофобских инцидентах в пропаганде агрессора, в том числе ориентированной на зарубежного адресата, также осложняет работу по сбору и проверке информации.
Россия уделяет пристальное внимание теме ксенофобии в Украине. Она занимает важное место в российской пропаганде. Ряд карманных псевдоправозащитных и общественных организаций специализируются на подготовке пропагандистского продукта, иногда внешне замаскированного под «мониторинг», описывающего нарушения прав национальных меньшинств в Украине. У нас есть подозрения, что в ряде случаев сознательно работающая на Кремль агентура не только преувеличивает проблему или просто выдумывает инциденты, которых не было, но и инициирует происшествия в пропагандистских целях. Значительную роль в организации вторжения на Донбасс сыграли политтехнологи, и значение информационной войны против Украины нельзя недооценивать. В этой ситуации, к сожалению, естественно предположить, что и столь значимая для кремлевской пропаганды тема, как ксенофобия, также стала важным направлением для провокаций. У нас недостаточно однозначной информации для того, чтобы утверждать это уверенно, но мы предполагаем, исходя из различных косвенных данных, что ряд инцидентов, в частности, антисемитские нападения в Киеве и осквернение синагоги в Симферополе зимой 2014 г. были организованы в провокационных целях.
Однако пропаганда, как и противостояние пропагандистским мифам, не является нашей задачей. Целью группы является скрупулезная фиксация имеющих место преступлений на почве расовой, этнической и религиозной ненависти, проверка информации и анализ зафиксированных тенденций.
При подготовке данного доклада, являющегося результатом мониторинга за 2014 г., как и в предыдущие годы, было принято решение сосредоточиться на преступлениях на почве ненависти (физических нападениях, поджогах и актах вандализма) как наиболее опасном проявлении ксенофобии. Основной акцент сделан на насилии на почве ненависти в отношении физических лиц. Проявления «языка вражды» в СМИ и в Интернете практически остались за пределами этого доклада, в первую очередь в связи с недостаточностью ресурсов и отсутствием реальной возможности осуществлять системный мониторинг всего информационного пространства. Только отдельные проявления антисемитской пропаганды, в силу широкого общественного резонанса и внимания, которое эта тема привлекает, мы сочли возможным привести в разделе, посвященном антисемитизму. Кроме того, хотя у нас нет возможности осуществлять систематический мониторинг гомофобии, мы включили эту тему в итоговый доклад в силу ее важности и значимости.
Мы благодарны различным организациям и отдельным экспертам, сотрудничество с которыми сделало наш мониторинг возможным. Среди организаций-партнеров, активных в этой сфере, в первую очередь хотелось бы отметить украинское представительство Международной организации миграции, украинский офис Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Проект «Без границ!» Центра «Социальное действие» и сеть неправительственных организаций «Инициатива разнообразия», а также Крымскую полевую миссия по правам человека.
Невозможно перечислить поименно всех, кто помогал нам в работе, а в ряде случаев, для людей, находящихся на оккупированной территории, это и небезопасно. Материал собирался по крупицам усилиями десятков людей: участников электронной рассылки Diversity Initiative («Инициативы разнообразия»), представителей региональных организаций-партнеров УВКБ ООН, активистов антифашистских и правозащитных групп, журналистов, представителей этнических и религиозных общин, организаций этнокультурной направленности и правоохранительных органов, госслужащих и сотрудников различных неправительственных организаций. Отдельно хотелось бы отметить помощь Павла Клименко, Анны Ленчовской, Яны Салаховой, Александры Свердловой, Ирины Федорович, Антона Шеховцова, Юрия Чумака. Разумеется, ответственность за все ошибки и неточности остается только на нашей совести.
Мы будем благодарны за возможные уточнения, дополнения и замечания к тексту доклада. Кроме того, поскольку работа по мониторингу продолжается и в настоящее время, мы крайне заинтересованы в актуальной информации о проявлениях ксенофобии в стране. Связаться с руководителем Группы можно по электронной почте vyacheslav.likhachev@gmail.com. По этому же адресу можно писать, чтобы в дальнейшем получать текущую информацию о проявлениях ксенофобии в Украине в форме ежемесячных электронных бюллетеней и тематических докладов, а также, при необходимости, для получения более подробной информации за предшествующий период.
Архив ежемесячных (а за предшествующий период – и еженедельных) обзоров, итоговых годовых и тематических докладов и другие материалы можно найти по адресу http://www.eajc.org/page443. Более оперативно за сообщениями Группы можно следить на нашей официальной страничке https://www.facebook.com/nmrmg.
Buty sportowe Nike