Израиль в фокусе кино. Часть вторая
В этом году в честь 70-летия образования государства Израиль Одесский международный кинофестиваль посвятил целую секцию этому событию, назвав ее «Израильский фокус: 70 лет израильскому кино». Пять фильмов, созданные в период от 2004 до 2015 познакомили зрителей кинофорума с разными жанрами, кинематографическим почерком создателей, и их взглядом как на жизнь отдельных людей, так и общества в целом. Каждый из отобранных для ретроспективы фильмов стал в свое время заметным событием не только в Израиле, но и на международном уровне. Все пять фильмов были отмечены призами различных кинофестивалей.
Фильм режиссера Леонида Прудовского «В пяти часах от Парижа» в назначенный день показа под открытым небом одесского Зеленого театра пришлось отложить из-за сильнейшего ливня. Но назавтра рассеявшиеся летние тучи позволили режиссеру познакомить зрителей со своей невероятно лиричной и тонкой работой. Показ прошел при поддержке Посольства Государства Израиль в Украине и Израильского кинофонда. В 2009 году эта лента была представлена в основном конкурсе МКФ в Торонто. История неожиданно зародившейся любви Игаля и Лины, разведенного таксиста, и замужней учительницы музыки – типичная история поиска себя и своего счастья. Он – мягкий, скромный, тихий человек, родившийся и всю жизнь проживший в Израиле, смирившийся с новым замужеством свой бывшей жены, и более того, ставший своим, привычным «атрибутом» этой новой «своей-чужой» семьи, безропотно продолжающий работать в партнерстве с новым мужем жены и отчимом своего ребенка «на вторых ролях». Она – репатриантка из бывшего Советского Союза, учительница музыки, жена успешного врача-уролога, готовящегося к переезду на постоянное место жительства в Канаду, женщина, так и не ставшая матерью из-за нежелания супруга иметь детей, и пытающаяся реализовать свой материнский потенциал в музыкальных занятиях с дочерью подруги. Разные люди, разные характеры, разный круг общения. Но это не мешает им за короткое время знакомства стать друг для друга близкими и остро необходимыми. Их объединяет любовь к песням Джо Дассена, и его желание полететь в Париж, и страх перед этим полетом, и романтизм непривычной для обоих ситуации адюльтера. И, как часто бывает на переломных этапах жизни, люди, казавшиеся слабыми, показывают свои сильные черты и рвут устоявшиеся привычные, но тягостные для них отношения, а люди на первый взгляд сильные – сникают под тяжестью новых обстоятельств. Оба героя – сильные, тем острее, больнее и им самим, и сопереживающим им зрителям пережить необходимость расставания, подчинение чувств долгу. Фильм мне показался неразрывно связанным с лучшими советскими лирическими фильмами 60-х – 70-х годов. Такая реинкарнация «Летнего дождя» или «Еще раз про любовь». И дело не в том, что друзья и муж Лины, собираясь вместе, поют под гитару у костра песни Окуджавы и Высоцкого, правда, костер этот зажжен не на лесной поляне, а на берегу южного моря. Дело в особой щемящей атмосфере, в негромком без лишнего пафоса и надрыва рассказе о хрупкости чувств, о призрачности надежд, о сиюминутности счастья.
Фильм «И взял ты себе жену» в 2004 году сняли режиссеры Ронит и Шломи Элькабец, брат и сестра. Эта картина стала первой в кинотрилогии о Вивиан Амсалем, рассказывающей о положении женщины в традиционной семье выходцев из Марокко. Второй и третий фильмы трилогии — «Семь дней» («Шива») и «Гет» — вышли соответственно в 2008 и 2014 годах. Фильм «Гет» был показан во внеконкурсной программе ОМКФ 2016. Во всех фильмах трилогии главную героиню играла режиссер Ронит Элькабец, к великому сожалению скончавшаяся в 2017 году. В основу истории семьи Амсалем сценаристы и режиссёры Ронит и Шломи положили историю несчастливого брака своей собственной матери — парикмахерши, выданной замуж за глубоко религиозного работника почтового ведомства. События фильма «И взял ты себе жену» происходят в течение трех дней в 70-х годах. Вивиан – парикмахер, клиенты приходят к ней домой, а она мечтает о возможности свободно передвигаться по городу, отдыхать за городом, и очень хочет иметь свой автомобиль. Элияху, муж Вивиан, придерживается патриархальных взглядов, и убежден, что жена во всем должна подчиняться мужу. Супруги находятся в постоянном конфликте. Друзья делаю попытку примерить их ради детей, но взгляды мужа и жены на их жизнь настолько противоположны, что жить вместе все тяжелее. Поворот сюжета – возращение бывшего возлюбленного Вивиан, является катализатором конфликта. Верность теме – защите прав женщин, анализ возможностей выхода из конфликта между традицией и современностью – визитная карточка фильмов Ронит и Шломи Элькабец.
Марина Константинова, Одесса
adidas Yeezy Boost 350