Громадські активісти різних національностей закликають не підтримувати російський проєкт меморіалу Бабин Яр
ПРИЄДНУЙТЕСЬ! ТІЛЬКИ РАЗОМ МИ ЗМОЖЕМО ЦЕ ЗУПИНИТИ
Збір підписів триває за посиланням
Ваад України та НаУКМА (кафедра історії)
Умови вступу на міждисциплінарну сертифікатну програму з юдаїки
Зеев Ханин о процессах миграции в Израиле. Интервью газете "Вести"
Профессор Зеэв Ханин. Фото: "Вести"
- Интересно, что мы пользуемся одними и теми же данными, но там, где журналисты видят апокалипсис, ученые видят, что никакого апокалипсиса нет, а опубликованная информация не тянет даже на скандал. За рубежом живет чуть более 100 тысяч русскоязычных израильтян, то есть чуть более 10% репатриантов. Это, между прочим, значительно – на 70-80 %! - меньше, чем израильтян из других стран, которых постоянно за границей проживает более 17%.
Понятно, что репатрианты гораздо более подвижны, чем коренные уроженцы страны, за рубежом у них зачастую остались семьи, недвижимость, другое имущество. И что интересно - от трети до половины тех, кто уезжает, возвращаются в течение ближайших трех-пяти лет. Так что все далеко не так критично, как нам пытаются представить.
Среди израильтян, живущих за границей, представителей большой алии 1989-2016 годов примерно 14-15%, что соответствует доле русскоязычных граждан Израиля в обществе. Из расчета на душу населения из Израиля уезжают меньше, чем из Швейцарии! И по этому показателю Израиль на одном из самых низких мест в OECD.
Так в чем проблема? Почему так много об этом говорят?
Я обратился к крупнейшему специалисту по миграционным процессам профессору Еврейского университета Де Ла Перголо, который дал точный ответ - проблема в:
1. Неумении читать статистические данные.
2. Попытках выдать желаемое за действительное.
3. Стремлении ряда заинтересованных лиц представить естественные процессы миграции как трагедию и использовать в тех или иных пропагандистских целях.
Если бы пафос дискуссии на тему эмиграции израильтян вообще и русских израильтян в частности точно соответствовал уровню проблемы, страну можно было бы закрыть на переучет. Цифры, которыми мы оперируем, одни и те же, вот только выводы делаются разные.
Считается, что наиболее болезненна для страны эмиграция так называемого полуторного поколения – что, в общем, и стало темой сегодняшнего
заседания. Как я сказал на парламентской комиссии по алие и абсорбции, полуторное поколение – это пятая часть нашей общины, образованные, энергичные, вполне состоявшиеся люди, родители маленьких - и уже не таких маленьких – сабр. Они уезжают не потому, что им тут не хватает на кусок хлеба, они ищут применение своим способностям и возможности в крупных странах. И именно представители этой группы возвращаются через 3-5 лет, статистика учитывает и тех, кто находится за границей в командировках, длительных делегациях, учитывает и поездки на отдых после армии, не говоря уже об учебе - докторат, постдокторат и т. п. Никто не спрашивает уезжающего из страны человека, почему он это делает. А ведь многие уезжают более чем на 12 месяцев для решения бытовых и семейных проблем, например. Можно их считать "покинувшими страну", даже если процесс займет от года до полутора лет? Наверное, все же нет.
Карьера. Предположим, мне завтра скажут: не хочешь ли поехать на год-полтора преподавать в Гарварде? Если я соглашусь, стану ли я от этого эмигрантом? Ни в коем случае, но для статистики я буду отсутствовать более 12 месяцев, а значит, что при желании представители определенных интересов смогут посчитать меня как "сбежавшего из страны в поисках лучшей доли".
Конечно, мы бы в министерстве алии и интеграции хотели, чтобы это полуторное поколение нашло себя в нашей стране, мы прилагаем для этого все усилия. Но давайте посмотрим, чего же хотят те, кто уезжает? Нам утверждают, что они не смогли реализоваться в Израиле, чувствуют себя здесь чужими, хотят избежать трудностей, связанных с заключением тут брака, оформлением развода, проблемами с похоронами, чтобы избежать религиозного засилья… Все это, мягко говоря, довольно далеко от действительности.
Исследование, которое мы провели, показало, что есть четыре основные проблемы, которые заставляют людей искать счастья за кордоном:
1. Жилье для молодых пар.
2. Вопросы безопасности.
3. Жилищные и пенсионные проблемы родителей – и тут может помочь решение вопроса с социальным жильем и пенсиями из стран исхода – и это то, чем среди прочего занимаются министерство интеграции и иные структуры страны.
4. Образование своих детей.
И еще одно: много говорят о том, что репатрианты из горячих точек, из Украины, Франции или Бельгии, больше других бегут из нашей страны. Так вот, у меня есть для вас новость: уровень отъезда этих групп пока ниже, чем у любой другой группы в Израиле.
Источник: Вести