Иосиф Зисельс. Антисемитизм в Украине

Наблюдение, активный мониторинг и анализ антисемитских проявлений в Украине на протяжении последних 25 лет позволяют выявить важные тенденции в динамике проявлений указанной разновидности ксенофобии.

Прежде всего, необходимо отметить, что, как и в иных государствах Восточной Европы, в Украине отсутствуют два важных фактора, определяющие в настоящее время значительные проявления антисемитизма в Западной Европе. Речь идет о радикальном крыле мусульманской диаспоры и модной, в последнее десятилетие, в среде левой интеллигенции, антиизраильской риторике, основанной на якобы существующих системных нарушениях прав палестинского народа. В Восточной Европе и, в частности, в Украине описанные факторы практически отсутствуют.

Важным фактором является также то важное обстоятельство, что после распада Советского союза в 1991 году народы новообразованных стран Восточной Европы и бывшего СССР сменили модели своего существования в мире, с колониальных на - независимые. Исчезновение советской формы государственного антисемитизма и обретение новых моделей существования народов в указанных государствах значительно снизило  количество проявлений антисемитизма.

Тем не менее, в Украине, с развитием институтов гражданского общества, возникла масса общественных и политических течений. Среди последних появились и некоторые  праворадикальные, ультранационалистические маргинальные группы, исповедующие неонацистскую, расистскую идеологию.

Данное обстоятельство привело, спустя 10 лет после обретения независимости, с одной стороны, к попыткам лидеров указанных групп принять участие в активной политической деятельности и попасть в парламент. С другой стороны, посткоммунистическая власть и поддерживающие ее российские госструктуры, начали системно разрабатывать провокационные и пропагандистские модели для представления всех оппозиционных сил Украины, пытающихся направить Украину по демократическому проевропейскому пути в качестве ультранационалистов и неонацистов.

Примером одной из маргинальных групп, а затем, после ряда трансформаций - политической партии, в начале 90-х годов является Социал-национальная партия Украины, в настоящее время - Всеукраинское объединение «Свобода», которая на протяжении долгого периода в 90-е годы отличалась, в том числе,  и антисемитской риторикой. В парламенте 2012–2014гг. – это одна из парламентских партий (37 депутатов из 450), которая потеряла многих своих избирателей, вследствие неэффективности своего пребывания в законодательном органе и в правительстве, и не попала в парламент на прошедших недавно внеочередных выборах.

За последний год среди радикальных групп, выделившихся во время Майдана и за полгода военной агрессии России против Украины, необходимо упомянуть «Правый сектор», «Социал-национальную ассамблею» и «Патриот Украины» (руководитель Андрей Билецкий, ставший членом парламента), Радикальную партию Олега Ляшко (получившую на выборах около 7% голосов).

Несмотря на наличие в недалеком прошлом в идеологии указанных групп радикализма и в отдельных случаях – неонацистских и расистских мотивов, наши эксперты не обнаружили в риторике и деятельности указанных групп антисемитских аспектов ни во время Майдана, ни во время боевых действий на Юго-Востоке Украины.

За последние годы количество антисемитских инцидентов в Украине постепенно и неуклонно снижалось (максимум был в 2005–2007 годах)*:

 

Нападения на  почве ненависти

Случаи вандализма, граффити, поджоги

Публикации («язык вражды»)

2003

2

4

258

2004

8

15

379

2005

13

13

661

2006

8

21

676

2007

8

20

542

2008

3

13

50

2009

1

19

46

2010

1

16

25

2011

0

9

18

2012

4

9

14

2013

3

7

Не фиксировались

2014

(10 месяцев)

4

15

Не фиксировались

Необходимо отметить, что, к счастью, за указанные годы, после описанных нападений не было ни одного летального случая.

За время протестных акций – с ноября 2013 до февраля 2014 года – со сцены Майдана среди тысяч выступлений у открытого микрофона наши эксперты зафиксировали только одно, безусловно, антисемитское и одно - двусмысленное.

Среди антисемитских инцидентов последнего года, по мнению наших экспертов, добрая половина – и это вполне вероятно – провокации, осуществленные с целью подпитать и насытить примерами мощную пропагандистскую кампанию прежней украинской и настоящей российской властей против демократического проевропейского движения в Украине. Мониторинг и анализ антисемитских инцидентов в 2014 году должны, по нашему мнению, разделять «органичные» проявления антисемитизма и провокационные. Естественно, что без судебных решений подобное разделение будет весьма условно.

Российская пропаганда и в настоящее время, не смущаясь противоречиями, с одной стороны, голословно обвиняет новую украинскую власть в ультранационализме и неонацизме.  С другой стороны, не менее голословно, она пытается объяснить проблемы Украины происками сионистов, которые,  по мнению штатных пропагандистов, захватили власть в Украине. В данном случае пропагандисты используют то обстоятельство, что среди руководства Украины в настоящее время есть несколько человек с еврейскими корнями.

Низкую популярность праворадикальных партий и групп подтверждают и прошедшие в мае этого года президентские выборы, в ходе которых два руководителя указанных групп Олег Тягнибок (ВО «Свобода») и Дмитрий Ярош («Правый сектор») набрали 1,2% и 0,7% соответственно, а кандидат с откровенно еврейской фамилией набрал 2,25%. Аналогичное отношение к правым радикалам проявилось и на прошедших недавно парламентских выборах, в ходе которых представительство в парламенте указанных партий уменьшилось.

Представители новой власти: и президент, и премьер-министр неоднократно заявляли, что не допустят антисемитских и иных ксенофобских проявлений в Украине. Создание аппарата Уполномоченного по вопросам этнополитики при Кабинете министров и специальных  должностей и отделов в МИДе, в СБУ, Генпрокуратуре и МВД подтверждает направленность усилий новой власти на противодействие ксенофобии и антисемитизму.

Возможно, снижение антисемитской, кстати, и иной ксенофобской активности в Украине за последние годы, носит временный характер и обусловлено, прежде всего, массовой реакцией на попытки России помешать движению Украины в Европу, дальнейшей демократизации страны, а также – проведению антикоррупционных и иных реформ.

Однако, позитивная энергия Майдана и самоотверженность украинских добровольческих батальонов, остановивших летом 2014 года наступление российской армии и локализовавших конфликт на Юго-Востоке Украины, активное участие украинских евреев в этих событиях и процессах, на мой взгляд, определяют и в дальнейшей ближайшей истории Украины низкий уровень антисемитизма.

Октябрь-ноябрь 2014 г.

* по данным Вячеслава Лихачева, руководителя Группы мониторинга прав национальных меньшинств в Украине

Nike KD 11
рубрика: