Громадські активісти різних національностей закликають не підтримувати російський проєкт меморіалу Бабин Яр
ПРИЄДНУЙТЕСЬ! ТІЛЬКИ РАЗОМ МИ ЗМОЖЕМО ЦЕ ЗУПИНИТИ
Збір підписів триває за посиланням
Ваад України та НаУКМА (кафедра історії)
Умови вступу на міждисциплінарну сертифікатну програму з юдаїки
Иосиф Зисельс принял участие в пресс-конференции в преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста
Более пятнадцати лет назад Генассамблея ООН установила 27 января Международный день памяти жертв Холокоста. Среди инициаторов резолюции была, в том числе, и Украина.
В преддверии этой печальной даты в Украинском кризисном медиа-центре прошла пресс-конференция, в которой приняли участие со-президент Ваада Украины Иосиф Зисельс, профессор Александр Лысенко из Института истории Украины НАНУ, историк Екатерина Кобченко (КНУ) и ректор Открытого православного университета отец Георгий Коваленко.
Днем памяти жертв Холокоста не случайно стало 27 января – в этот день в 1945 году был освобожден лагерь смерти Аушвиц. Вместе с тем, как подчеркнул глава Ваада Украины, у многих в мире Катастрофа ассоциируется и с трагедией Бабьего Яра, которая тоже стала одним из символов Холокоста.
Иосиф Зисельс
В последние годы это место часто упоминается в СМИ в связи с частным российским проектом мемориализации Бабьего Яра (МЦГБЯ), который критикуется украинскими историками и общественными деятелями. Иосиф Зисельс обозначил основные проблемные точки проекта, за которым стоят российские бизнесмены Михаил Фридман и Герман Хан. Прежде всего, это попытка возвести будущий мемориал на территории еврейского кладбища, что противоречит как еврейской традиции, так и украинскому законодательству. Во-вторых, подобный проект удобен российской пропаганде, цель которой – дискредитировать Украину в глазах мирового сообщества. Несмотря на многочисленные письма и обращения гражданского общества к украинской власти, никакой внятной реакции пока не последовало. Это тем более странно, что наряду с российским, существует разработанный украинскими историками проект комплексной мемориализации этой территории, уже утвержденный ученым советом Института истории Украины НАНУ.
Александр Лысенко
О сути государственного украинского проекта рассказал заместитель председателя Рабочей группы по созданию Украинской концепции комплексной мемориализации Бабьего Яра профессор Александр Лысенко. По словам профессора, государственная концепция отражает украинский подход к исторической памяти о Холокосте. На первом этапе предполагается создание мемориального парка, после чего вне территории самого Яра будут открыты Музей памяти жертв Бабьего Яра и Украинский музей Холокоста. Принципиальным представляется то, что в любом подобном проекте национального масштаба главную роль должно играть украинское государство. Что включает в себя соответствующее финансирование и передачу мемориала в ведение Украинского института национальной памяти.
Историк Катерина Кобченко, в свою очередь отметила, что в настоящий момент финансирование украинского проекта государством практически прекращено и работы заморожены. Она также выразила убежденность в том, что государство не может быть статистом в частном мемориальном проекте. Было отмечено также, что противостояние двух концепций мемориализации несет в себе опасный конфликтогенный потенциал.
Отец Георгий Коваленко
Несколько недель назад руководители МЦГБЯ анонсировали строительство мемориальной синагоги на территории Кирилловского православного кладбища в Бабьем Яру, что вызвало очередные протесты общественности. Речь идет не о самой синагоге, а недопустимости ее возведения в пределах православного кладбища, что может спровоцировать межнациональный и межконфессиональный конфликт.
Об этой проблеме говорил, в частности, ректор Открытого православного университета отец Георгий Коваленко. Отец Георгий отметил, что Бабий Яр должен стать местом примирения и совместных молитв, а модератором этого процесса должна выступить украинская держава.
В заключение глава Ваада Иосиф Зисельс подчеркнул, что ситуация вокруг Бабьего Яра – не просто еврейская проблема, как представляется многим. Речь идет об имидже и репутации Украины, а также межнациональном согласии в стране.
Фото: Украинский кризисный медиа-центр